Где селились наши предки
В лесистых местах, по берегам рек и озер садились, оседали, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки. "Возле леса жить - голодному не быть". В лесу зверь и птица, смола и дикий мед, ягоды и грибы. Недаром столько пословиц и поговорок сложил народ о дарах леса, например о грибах:
Где один гриб, там и другой. В мочливые годы грибы растут. Грибы ищут - по лесу рыщут. много комаров, готовь коробов. Появились опенки лето кончилось. Поздний гриб - поздний снег.
Даже о детях говорили: " Растут как грибы после дождика". Венецианов А. Г. "Кормилица с ребенком"
Лес рядом, а в нем на всякую болезнь зелье вырастает. Давно заметили люди, что от боли в сердце помогает корень валерианы; знали, что липовый цвет снижает жар, подорожник и сок березы лечат раны, настой белены в небольших дозах успокаивает, а если много выпить возбуждает. "Ты что, белены объелся?" - спрашивали если человек слишком горячится.Селились рядом родственники и просто соседи (те, кто рядом сели). Постепенно образовалось село (сесть, селиться). Дома строили большие с учетом прибавления в семействе; иногда в два этажа, со светелкой.
"Семья сильна, когда над ней крыша одна". "Одному страшно, а ораве все не почем". Семья в куче - не страшна туча".
Изба, клеть, амбар, овин, гумно, банька - вот что такое крестьянская усадьба. строились широко - ведь земли много, лес, а значит, и строительный материал, рядом. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать. Для строительства больше всего годились сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надежная.
Из гнилого леса не долго изба. Соломиной не подопрешь хоромину.
ЖИЛИЩА И БЫТ КРЕСТЬЯН
В конце 19 - начале 20 века
Выдержки из книги И.М.Жудина
На земле Орловской. Орел 1991
Пятистенные избы,
деревянные полы и печные трубы в избах стали делать только с конца 19
века, когда крестьяне - отходники познакомились с городским укладом
жизни. Святой угол, божница, широкая скамья: здесь усаживали гостей, укладывали и покойника, воздавая ему тем самым последние почести.
А в обычные дни, во
время трапезы, место на конике (в красном углу) занимал хозяин дома. От
святого угла вдоль всей боковой стены, в которой были прорублены окна,
стояла скамья, называемая лавкой. От неё в сторону печки отходила
короткая, но широкая скамья, называемая "залавком" или судной лавкой.
На нём готовилась пища, стояли вёдра с водой, кое-какая посуда. Более
мелкая посуда и некоторые продукты хранились на печных или настенных
шкафчиках. Но это было только в богатых семьях. Печки
использовались для сушки зерна, одежды, обуви, пеньки, конной сбруи;
она служила и местом отдыха для всей семьи, особенно в холодное время
года. Сбоку, к печке пристраивался небольшой закуток, который назывался
"приступком" или "телятником". В нём обычно содержался телёнок, а
наверху "телятника" кто-либо спал. Это место для отдыха было самым
лучшим. От приступка до самого потолка делались нары (палаты), где
спали взрослые дети, хранились различные вещи. К одной из потолочных балок прикреплялась "люлька". Люльки делались из досок, липовой коры или плелись из лоз.
Бань в деревнях не
было. Купались только летом в прудах или речках, да и то в белье.
Боялись при посторонних обнажать своё тело. В повседневной жизни
взрослые люди ограничивались мытьём головы (по субботам, когда меняли
бельё). Одеждой у мужчин
были посконные рубахи и порты, а у мальчиков лет до 12, только рубахи.
Женские рубахи шились до пят. Чтобы рубахи не мешали работе, их
подвязывали по талии шнурками и образовывали напуск (пазуху)- для
женщин своеобразный карман. Праздничные рубахи из льняного холста
украшались вышивками. У мужских рубах узорами расшивались манишки и
воротники, а у женских, главным образом, рукава, от плеча до локтевого
сгиба (полик). В подмышечную часть рукава обычно вшивались лоскутки
красного ситца. Лоскутки выполняли роль оберегов. По поверью красный
цвет по краям предохранял тело от проникновения к нему нечистой силы. В
повседневной жизни девушки всегда ходили в посконных или льняных
рубашках, а замужние женщины и вдовы должны были поверх рубах одевать
особый вид юбки, называемой "панёвой". Одевали они и разновиднрсть
передника, с рукавами, называемыми "завеской". Нижнюю часть "завески"
всегда украшали вышивками или цветными лентами. Девушки заплетали косу с лентами и ходили с непокрытой головой. Женщины прятали волосы под чепчик (повойник).
По качеству и красоте одежды судили о достоинствах и недостатках, отдельного человека, семьи, села, деревни.
Из обуви были
повседневные и писаные лапти, онучи, оборки. Плели лапти и из ржаной
соломы. Главная одежда зимой и осенью - свита. Зимой роль поддевки
выполнял зипун из грубого сукна, расклешенный книзу. Он имел понизу
геометрические рисунки и две ременные застежки.
Расшитыми рушниками украшали избы.
Основными
продуктами питания были ржаной хлеб и блюда, приготовленные на его
основе: квас, кутья, солодуха, кулага и кисель. К вареву (борщу)
использовали хрен, редьку, острый перец, приправы. Стол после ужина не убирали - оставляли домовому.
|