ОСОБЕННОСТИ БЫТОВАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА
В ПРИАНГАРЬЕ ХVП – ХХ вв.
Изучением особенностей бытования
русского народного костюма в Приангарье
занимались такие этнографы как Г.С. Маслова, Л.М.
Сабурова, А.A Лебедева. И по результатам их
экспедиций можно с уверенностью сказать, что
очень четко прослеживается северный
великорусский след, так как первыми
переселенцами были жители Русского
Севера. Влияние на формирование образа костюма
ангарцев оказал не только Север России, но и
Центр и Юг России, а также белорусы, украинцы,
входящие в состав восточно-славянских народов,
проживающих на территории Восточной Сибири.
Русские крестьяне,
переселившись в Сибирь, переносили свои трудовые
и бытовые навыки, опыт и традиции. Но природно-климатические
условия Сибири ставили перед ними новые задачи.
Они должны были приспособиться к местному
климату, что заставило их заимствовать тип
одежды аборигенного
населения. Это особенно проявилось в северных
тундровых и таежных районах Сибири.
Как отмечает А.Макаренко, к
началу ХХ века на
территории Восточной Сибири русское население
образовалось из смешения разных народностей.
Например, многие потомки украинцев, приехавших в
Сибирь в Х1Х – начале ХХ вв. сейчас считают себя русскими.
Усреднение культурных традиций, отказ от
наиболее специфических черт как в материальной, так
и духовной культуре, –
тот реальный путь, который создавал основу для
объединения переселенцев разных мест и
сложения однородного в культурном и этническом
отношении русского сибирского общества. Для
переселенцев ХУП – ХУШ вв. этот процесс
завершился со сложением однородной
группы чалдонов. Поэтому чаще можно встретить одно общее название для
старожилов Сибири – чалдон.
Наблюдалось также
стремление потомков поздних переселенцев
называть себя сибиряками. Вполне
усвоив сибирскую культуру, они все же сохраняли особенную этногрупповую
идентичность.
Опираясь на эти сведения, можно
с уверенностью говорить о том, что
костюм русских Приангарья имеет
свои особенности бытования.
В русских селениях по
Ангаре и Енисею в конце Х1Х – начале ХХ вв. одежда
изготавливалась из тканей домашнего
производства (волоконщина,
портянина,
посконь,сукно, пониточина, сермяжина ) и
реже из фабричных покупных (
«российские» ткани или
ткани восточного происхождения – через Кяхту
ввозились китайские ткани, бывшие основным
товаром русско-китайской торговли).
По данным исследований, в
Сибири одежду изготавливали из следующих
фабричных тканей : из атласа, бархата, бумазеи,
байки, бурса, бязи, дабы, далембы, камлота, камки,
канфы, кашемира, киндяка, кисеи, китайки,
коленкора, кумача, миткаля, мелескина, нанки,
объяри, парчи, пестряди, плиса, сермяги, ситца,
стамеда, сукна, тафты, штофа, фанзы.
Из
конского волоса плели обувь, носки, рукавицы
специального назначения – для рыболовов,
охотников, использовали его для тканья сеток к накомарникам
Широко бытовало применение
меха и кожи для шитья
одежды в качестве
основного и отделочного материала. При этом
меховая одежда и
отделка чрезвычайно разнообразны и представлены
как в праздничной, так и в повседневной и
промысловой одежде.
ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА.
В Приангарье и в селениях,
расположенных по Енисею, традиционный комплекс
женской одежды состоял из рубахи,
юбки или сарафана с лифом и надетой поверх
них телогрейки или шушуна, иногда передника-запона.
Рубахи.
Женские (р) шили из домотканого холста, а с конца
Х1Х в. - в основном из покупного материала.
Фабричные ткани стали более доступны, а их ширина способствовала изменению
покроя рубах и характера их отделки.
Анализ ранее
опубликованного материала говорит о том, что в
Приангарье бытовали рубахи : туникообразные,
(р) с ластовкой (поликами),( р) на кокетке (с перелиной).
Более старым видом рубах были цельнокроенные
– «пропускные», «сквозные». Пропускные (р) делали
с плечевыми и подмышечными вставками –
ластовицами, с прямым разрезом на груди, с
воротом «оторочкой», часто без планки, с
застежкой на одной пуговице.
К более новым видам рубах
относятся составные
рубахи. Верхняя часть (р) – рукава, наставок,
нарукавники; нижняя – стан, становина, станушка.
Сарафаны.
Анализ ранее опубликованного материала говорит
о том, что в Приангарье бытовали (с) : косоклинники (локально), прямые
( в селениях по Илиму) , с
лифом на лямках, с «выкройной талией»
Для работы (с) шили из окрашенного домашнего
полотна или из дешевого покупного материала:
ситца, дабы. На праздничные (с)
нередко употребляли дорогие
материалы: сатин, шелк и т.д.
Наиболее распространены
были (с) с «лифом», «грудкой»
или «талией» на лямках, с
частой застежкой – почти из сплошного ряда
пуговиц. Юбку (с) делали пышной, с борами; лямки,
ворот и линию (с), лиф и грудка которых делались в
обтяжку, по фигуре, длиной до талии, с выкройными
проймами, с застежкой на груди. Этот (с) распространенного
позднего типа имеет сходство
с платьем, бытовавшим в конце Х1Х в.
Под (с) надевали кофту из
домотканого или покупного материала, по покрою
сходную с мужской рубахой: на кокетке, со
сборками, глухим стоячим воротником и прямым
разрезом ворота.
К началу ХХ в. (с) почти повсеместно
исчезают из быта, и их место занимают юбки с
кофтами.
Передники.
Необходимой принадлежностью женского костюма
( как будничного, рабочего, так и праздничного)
был запон, иногда запун, нарукавники,
наподольник и фартук (поздняя форма передника),
который подвязывался по талии. Нарукавники-
передники – старинная рабочая одежда
туникообразного покроя, надевавшаяся хозяйками,
чтобы управляться по дому. Наиболее
распространенным типом (п) в Приангарье был «запон с нагрудкой»
(укреплявшийся завязками на талии и при помощи
тесьмы пришитой к нагрудке, - на шее).
Анализ ранее
опубликованного материала говорит о том, что в
Приангарье бытовали (п) : нарукавники
(туникообразного покроя с рукавами); цельнокроенные , глухие,
безрукавные фартуки с оборкой и строчкой внизу; запон с нагрудкой;
передник без грудки – фартук.
Как отмечает Сабурова Л.М.,
девичьи фартуки отличались от женских, они были
глухими, как «сарафаны», с застежкой сзади или
сбоку. Верх такого фартука состоял из трех
полотнищ – два сзади и одно спереди. Вырез вокруг
шеи и по линии плеч обшивали «уборками» –
оборками.
В послереволюционное время
такие фартуки стали носить и женщины. Информанты
уподобляют этот фасон фасону современного
школьного фартука.
Платья.
В конце Х1Х в. под влиянием приисков получили
распространение платья
длиной до щиколоток, в талию, «бористые», с
«пуфами» (буфами), воротник, обшлага и кокетки
платья часто делали из черного плиса или сатина.
Их носили девушки и молодые женщины. Щеголихи
шили входившие в моду платья с оборкой – «капоты», «холодаи»,
закрывавшие ноги. Оборка (файбора) проходила по
подолу в два-три ряда.
Нагрудная
одежда. В Приангарье верхней женской одеждой
из ткани были телогреи,
душегреи – безрукавки на лямках со сборками
сзади;
Шушун
или сушун - короткая кофта из
шелковой или бумажной ткани на подкладке, более
широкая в подоле (со вставными клиньями по бокам),
с рукавами, суженными книзу, с большим отложным
воротником;
Курма-
халатообразная однобортная женская одежда до
колен ( по покрою сходна
с бурятской одеждой, но с запахом налево; кабат – туникообразная
одежда с круглым вырезом ворота; жакетки-плюшевки ;
Корсет
– безрукавка, сшитая в талию в виде лифа из
яркой шерсти, шелка, плиса или коленкора на
подкладке.
Наряду с нагрудной одеждой
из ткани бытовала
верхняя одежда, сшитая из разного меха - безрукавка,
шубка, эпанча, тепляк, курма, доха, дошка.. Как правило, вся
верхняя одежда из меха была крытой китайкой или
нанкой, кто побогаче – фабричным сукном. Были в
ходу и мерлушковые шубы – «нагольные».
Головные
уборы. Важную часть
старинного женского костюма составляли головные уборы. У женщин и
девушек прически и головные уборы были различны.
Девушки заплетали одну
косу в 4-5 прядей. В косу
вплетали косоплетку, ленты,
косники . Девичья повязки вокруг головы
состояла из платка, сложенного в несколько раз по
диагонали, завязанного концами сзади или
впереди. Известны также были «белевые» (из белых льняных ниток ) колпаки; различные
косынки и платки шали и полушалки.
Женщины носили две косы,
обертывая их вокруг головы. На волосы замужние женщины надевали повойник или кругляш (круглая шапочка с валиком
внутри), платок. Со второй
половины Х1Х в. на смену повойникам пришли наколки. Известны также такие головные уборы как кокошник, чепец, шамшура или
самшура , колпак, капор, кружевные файшонки (шелфонки),
платки, косынки, шали, полушалки , сборники.
МУЖСКАЯ
ОДЕЖДА
Традиционный комплекс
мужской одежды состоял из рубахи
и штанов. Молодые мужчины надевали ситцевые рубахи, плисовые
или нанковые шаровары, сапоги, кашемировый или
плисовый халат с кушаком.
В Прианагрье бытовали рубахи:
А) туникообразные (р)
с
паворотью посредине груди без воротника, с
завязками у ворота или с небольшим стоячим
воротником на застежке.
Косоворотка левосторонняя
– распространена была широко.
Косоворотка
правосторонняя – распространена была
локально.
Б) (р) с
ластовицей – поликами, с прямыми поликами,
собранным воротом и отложным воротником, с
петлями, прометанными в ткани для стягивания
ворота тесьмой, прямыми рукавами на манжете. (Р) с ластовкой – наиболее
старый тип , исчезнувший из быта в конце Х1Х в
с
разрезом посередине груди;
косоворотка;
в) рубахи с плечевыми
вставками;
с
разрезом по середине груди;
косоворотка.
г) рубахи
с пелериной (блюза, надевашка) :
с
разрезом по середине груди;
косоворотка.
Рубаха прямого покроя,
«сквозная», со вставками «ластовками» на плечах
и под мышками, обычно яркого, контрастного по
отношению к рубахе цвета – красного, голубого и
т.д. являлись более
старым типом мужских (р). (Р)
надевали поверх штанов, подпоясывали ее
шерстяным поясом и только на работе
«зашароваривались», т. е. забирали (р) в штаны.
Штаны. Мужские (ш)
назывались в зависимости от их
назначения и покроя: шаровары,
шановары, шарновары, очень редко чембары, иногда
шкеры или туреи.
Старинный покрой их
разнообразен, но большей частью широкий. Штанины
назывались гачи, реже калоши; средняя часть –
вток, реже ласточка. В старину шаровары шились на
вздержке с плетеным шнуром – гасником или
гашником. В конце Х1Х -
начале ХХ в. стали шить с поясом – опушкой – и на пуговице
– ошкуре. На вздержке продолжали шить только
рабочие, охотничьи шаровары; часто и штанины
имели внизу вздержку для предохранения от гнуса.
В Приангарье бытовали
штаны:
а) со
втоком
с ластовицей квадратной, сложенной по диагонали ;
с ластовицей квадратной из двух клиньев.
б) без
втока.
Верхняя
мужская одежда. Основой мужской одежды в
холодное время (весеннее и осеннее) был суконный однобортный халат без
застежки (или с одной пуговицей у ворота),
запахивающийся на левую
сторону и часто подпоясанный кушаком. Эта одежда
различалась по материалу, деталям ворота и
других частей и поэтому имела различные названия
– однорядка, зипун, шабур,
балахон, шоданик, шинель, капотка, армяк и др.
Кроме халатообразной
одежды мужчины носили жилеты, куртки, камзолы,
камарники, пальто и др. В
зимнее время мужчины в Приангарье носили верхнюю
одежду из различного
меха. Это были дохи,
борчатки, полушубки, тулупы, шубы.
Мужские
головные уборы. Зимой мужчины носили меховые шапки-ушанки, папахи
бурятского фасона («чебак» и «малахай»). Они
имели округлую или цилиндрическую форму. С
правой и левой сторон пришивались «уши» с
завязками из тесьмы на
концах. Во второй половины Х1Х – начала ХХ в. в Приангарье, не
считая картуза и треуха, бытовали бобровая
шапка, татарка, папаха, охотничьи шапки: лесовая круглая и
накухтарница.
Пояс
мужской и женский. Неотъемлемой частью как
мужской, так и женской одежды был пояс. Он составлял часто
единственное украшение одежды. Известны
названия: опояска – для
мужских поясов, покромка – для
женского пояса; кушак –
широкий пояс для верхней одежды. В Х1Х – начале ХХ в. пояса
ещё изготавливали домашним способом, но
были и покупные. Кроме тканых или плетеных,
мужчины носили ременные пояса.
Обувь
мужская и женская. Обувь шили, в основном, из
кожи и меха. Чирки, ичиги, унты или пимы –
основные виды обуви сибиряка.
Сапоги,
башмаки, туфли были у крестьян праздничной
обувью. Женские башмаки на толстой кожаной
подошве без каблуков, украшенные
матерчатыми наносочниками, туфли из шелка на
ранту были уже в середине Х1Х
в. у наиболее зажиточных
крестьянок. В конце Х1Х –
начале ХХ в. в качестве праздничных
появились полусапожки –
ботинки с вшитой резинкой и ушками сзади для
натягивания на ногу.
Мужская праздничная обувь
– сапоги из юфти и хромовые. У немногих крестьян
были лаковые сапожки.
Повседневной и
праздничной зимней
обувью были валянки из
овечьей шерсти. В Восточной Сибири их называли «катанки».
Нарядные катанки – кукарские (из слободы Кукарка
Вятской губ.), а также шадринские, тюменские.
Праздничные катанки были розовые, белые,
бордовые из овечьей шерсти первой стрижки –
поярковой, называли их «боярковые». Кроме того их
украшали вкатанными полосками гарусной цветной
шерсти, расшивали шерстью, бисером, аппликацией
из меха и сукна. Их
называли в зависимости
от характера узора «с мушками», «крапленые»,
«писаные». Простые
катанки изготавливали местные мастера. Женские
катанки делали до колена, мужские – длиннее, за
колено.
Л.М.Мельникова,
научный сотрудник ОЦНТиД
|