Татарская женская традиционная одежда
Рамзия Мухамедова, кандидат исторических наук Женская
традиционная одежда Волжско-уральских татар как в общем комплексе, так
и в деталях, имеет больше разнообразия по сравнению с мужской. Она различалась
не только по функциональному назначению (весенняя, летняя, осенняя,
зимняя, повседневная, праздничная), но и по возрастному признаку (одежда
девушек, молодых и старых женщин). На ней больше, чем на мужской одежде,
заметны территориальные особенности. Однако во второй половине XIX в.
эти особенности все больше уступают место общенародным.
Наиболее единообразны по всему региону основные виды плечевой и поясной
одежды, включая ее нижнюю и верхнюю разновидности.
В число нижней традиционной женской одежды татар входят: рубаха (күлмәк), нижний нагрудник (күкрәкчә)
и штаны (ыштан). Это сочетание имеет место в составе
любого комплекса костюма, представляя его традиционную основу. Заметим, что
на всей исследуемой территории эти элементы имеют одинаковые покрои и названия,
что свидетельствует об их архаичности.
По принципу кройки все многообразие женских рубах сер. XIX— нач. XX
вв. так же, как и мужских, можно разделить на 2 типа: 1) рубахи
туникообразного покроя и 2) рубахи со скошенными и сшивными плечиками,
закругленными проймами для рукавов.
Эти два типа рубах отражают этапные моменты развития
наплечной одежды. Туникообразный тип по принципу
кройки идентичен мужской туникообразной форме рубахи.
Основное полотнище ее перекинуто через спинку на грудь с вырезом по овалу
шеи, посередине которого имеется прямой грудной разрез. К основному полотнищу
перпендикулярно пришиты прямые рукава с ластовицами (киштәк) и боковые полотнища (чабу),
расширяющиеся книзу. В отличие от мужских, женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток. Такая рубаха, раскроенная по
вертикальным линиям, без горизонтальных швов, смотрелась монументально.
Местную особенность этим рубахам придает их декоративное оформление.
На материалах XIX в. прослеживается наличие следующих
способов (вариантов) декоративного оформления женских туникообразных рубах:
1) вышивкой; 2) нашивками разноцветных кусочков ткани (корама,
тәрләм) и 3) ткаными узорами.
Первый
способ (вариант) декоративного оформления рубах — наиболее архаичный
— единично отмечался на территории проживания чокающих мишарей. Это тот
район, где вплоть до середины XIX в. бытовали белые туникообразные рубахи.
Образцы вышитых женских рубах, сохранившиеся в единичных экземплярах в
коллекциях музеев, датируются концом XVIII — серединой XIX вв. Узоры
на них выполнены по белой ткани полотняного переплетения в технике счетного
шва. Заслуживает внимание исследователей узор на так называемой «азеевской
рубахе» (экспонат принадлежал жительнице с. Азеево Ермешинского уезда
Тамбовской губ.), хранящейся в фондах Московского областного музея (г.
Истра). Вышивкой из разноцветной шелковой нити украшены нагрудная часть
и подол рубахи; техника шва «мелкий крест», орнамент растительный. Как
известно, узоры, выполненные по белой самодельной ткани полотняного переплетения
в технике счетного шва представляют ранний пласт в истории прикладного
искусства народов. Стилизованно-растительные мотивы на рубахе, составляющие
антропоморфные изображения, имели ясно выраженный характер оберега. Типологические
подобия этих изображений имеют очень древние корни и уходят к I—IV вв.
н.э., т.е. к гуннскому периоду.
Своеобразный вариант вышитой женской рубахи представляет экземпляр, принадлежавший
жительнице с. Тат. Тювеево Темниковского уезда Тамбовской губ.
Здесь вышивка также расположена вокруг грудного разреза и на подоле. Но нагрудный
узор довольно скромный (по размерам меньше, чем узор на азеевской рубахе); орнамент стилизованно-растительный, но
не образует антропоморфное изображение.
Второй
способ декорировки туникообразного типа женских рубах (нашивками разноцветных
кусочков ткани), в середине XIX в. имел повсеместное распространение.
Но наиболее яркие образцы «лоскутного узора» отмечаются на женских рубахах
сергачской группы мишарей. Мы здесь имеем в виду известную в этнографической
литературе рубаху юле күлмәк (или төрләм күлмәк),
которую шили из разноцветных тканей. Здесь наблюдается сочетание не
только домотканого и фабричного материалов, но и разнообразных (по цвету
и узору) тканей домашнего производства
(крашенина и пестрядь). На продольные швы, соединяющие цент ральную и
боковые полотнища рубахи, нашиты ленты из красного кумача. Вокруг грудного
разреза дугообразно нашита полоска из разноцветных кусочков фабричной
материи. По всему периметру подола выше волана, также нашиты (в один
или в два ряда) разноцветные кусочки (квадратной или треугольной форм)
фабричной ткани. Оригинальное декоративное оформление имела и женская
туникообразная рубаха мишарей Керенского уезда Пензенской губернии, сшитая
из пестряди в крупную клетку. Здесь разноцветные нашивки, в виде румб
и треугольников, располагаются не только на нагрудном вырезе и подоле,
но и на плечах рукавов.
На женских рубахах казанских татар в середине и конце XIX в нашивки в виде дугообразных полосок разноцветной ткани
(лент) делались только на нагрудную часть рубахи (изү). Традиция эта, т. е. декоративное оформление
грудного разреза женских рубах, довольно стойко держалась на всей территории
проживания казанских татар. Среди кряшен, где довольно
долго бытовал туникообразный тип женской рубахи
из пестряди, эта традиция жила вплоть до 30-х гг. текущего столетия. У казанских
татар-мусульман, прежде всего горожан,
среди которых довольно рано вошло в быт ношение рубах из покупной, в том
числе полушелковой и шелковой тканей, нашивные
нагрудники довольно рано сменились съемными изү.
В конце XIX—нач. XX
вв. съемные изү
получили распространение среди всех территориальных групп татар (кроме кряшен).
Остов
женской туникообразной рубахи (буй, толып) довольно рано испытал значительные
изменения. Эти изменения шли главным образом в направлении горизонтального
членения рубахи, а именно сокращения остова и образования пришивного
к нему подола. В сер. XIX в., с учетом горизонтального членения остова, определяются
следующие 3 варианта туникообразных женских рубах: 1) с цельным туникообразным
остовом (тоташ буйлы кулмәк); 2) с укороченным остовом и пришивным
к его нижнему краю подолом (таккан итәкле кулмәк); 3) с отрезным,
чуть ниже талии, остовом и широким подолом (итак), несколько выше талии
пришит широкий волан — өске итак, отсюда и название рубахи: өске
итәкле кулмәк, т. е. рубаха с верхним воланом.
Первый вариант рубахи (с цельным туникообразным
остовом) в XIX в. бытовал среди
пожилых женщин на всей территории проживания татарского населения.
Второй вариант туникообразной рубахи (с укороченным
остовом и пришивным к его нижнему краю воланом) большее распространение имел
среди татар-мишарей Окско-Сурского междуречья. В
сер. XIX в. его шили из белой самодельной ткани (единично) или
из пестряди в клетку.
Рубаха с өске итәк представляет
казанско-татарский вариант женской туникообразной рубахи. Кряшены часто
верх или укороченный остов шили из домотканины (пестряди или крашенины),
а широкий подол или только верхний волан— из фабричной
материи.
Отмеченные разновидности женской туникообразной
рубахи отражают в основном этапы ее развития. В отличие от рубах с цельным
остовом, в них уже есть такие вторичные признаки, как горизонтальное членение
остова, воланы. Первоначально они вошли в комплекс одежды молодых женщин.
Поэтому последние два варианта бытовали параллельно с основным типом, т. е.
с рубахой с цельным туникообразным остовом, который
уже существовал в качестве рубахи старшего поколения.
В нач. XX в. в городах и близлежащих к ним селениях женское платье
начали шить с учетом общеевропейской моды. При этом его верхняя часть (буй) все больше подгонялась
к фигуре, а подол (итак) становился пышным. Национальный вариант моды, в
частности, представлял кысмалы күлмәк (платье с безрукавкой
— кысма). Это платье имеет несколько завышенную
линию талии и удлиненное заднее полотнище юбки, вроде небольшого шлейфа.
Короткая безрукавка (кысма) из той же материи,
что и платье, имела короткие полы, иногда и чуть завышенную линию талии. Новый
стиль платья создал новый элегантный облик женщины. Неотъемлемой частью нижней
женской одежды является нижняя нагрудная повязка, нижний нагрудник (күкрәкчә).
Ее шили из прямоугольного куска материи (домотканой или фабричной), размером,
примерно, 25x40 см. На центральную часть повязки пришивался вышитый кусок
материи или полоски яркой разноцветной ткани. Надевали
күкрәкчә под күлмәк
и при помощи лямочек укрепляли к шее или за плечи, покрывая грудь женщины,
слегка видневшуюся в прорезь ворота.
Вышивка на күкрәкчә чаще тамбурная; орнамент цветочный;
оригинальные узоры на күкрәкчә у татар-мишарей Саратовской, отчасти Пензенской губ. Они выполнены в технике
золотошвейной (или шелковой) глади; центральным орнаментальным мотивом является
шести-восьмиконечная или
«вихревая» розетка, имитирующая солнце или солнечный свет (солярный знак).
Важной составной частью нижней одежды женщин представляют штаны, по покрою
аналогичные мужским. Их шили из двух штанин (без боковых швов) с клиньями
и прямоугольной вставкой между ними.
В комплексе одежды малых девочек и пожилых женщин встречалось сочетание
двух элементов нижней одежды: күкрәкчә и ыштан,
в одно целое, в виде комбинезона.
В комплекс женской одежды входил и передник
(алъякпыч). Назначение его в разных регионах проживания татар неодинаковое. Так,
если у татар Окско-Сурского междуречья передник входил чаще в комплекс
рабочей одежды, то в районах Предкамья, Северного Приуралья, отчасти и
Предволжья он представлял элемент повседневного, а у молодых женщин и
девушек и праздничного костюма. Поэтому бытование богато орнаментированных
передников (алмалы алъяпкыч, чиккән алъяпкыч) приходится на эти
районы.
В сер. XIX—нач. XX вв. у татар
бытовало 2 типа женского передника: 1) крепящийся
у пояса (на талии) и 2) крепящийся на плечах.
1-й тип состоит из двух вариантов: с нагрудником
и без нагрудника. Вариант с нагрудником (күкрәкчәле
алъяпкыч) — более ранний, по покрою и форме аналогичен
мужскому алъяпкыч; его шили прямым, из домотканого
полотна и сверху пришивали нагрудник шириною в одну точь ткани, который крепился лямкой, перекидывающейся через
шею. К переднику пришивались длинные завязки, которыми он крепился
на талии.
Другим вариантом передника 1 типа является передник без грудки, в виде
полотнища ткани с завязками; шили его из холста (иногда орнаментированного
браными узорами) или из ситца.
Передники 2-го типа, крепящиеся на плечах, генетически восходят к туникообразному типу передника, имеют следующие варианты:
1) с цельным передом и закрытой (до талии) спинкой (он закрывал не только
весь перед и верхнюю часть спины, но и бока, поэтому он называется
төрешле алъяпкыч,
т. е. передник, который обертывает стан женщины); 2) с отрезным по линии
талии передом и цельной спинкой (аркалы алъяпкыч);
3) с коротким, в виде кокетки остовом, к которому пришит широкий, закрывающий
перед и бока, подол. На уровне кокетки сделаны проймы для
рук, отсюда и название передника култыклы алъяпкыч.
В середине XIX в. наибольшее распространение
имел передник I типа (күкрәкчәле
алъяпкыч). Среди казанских татар, в том числе и
среди кряшен, широко бытовали передники, украшенные
многоцветными выборными узорами и тамбурной вышивкой. Во второй половине
XIX в., в период распространения
фабричной ткани, прежде всего ситца, получили признание разнообразные варианты
передника II типа (т.е. крепящиеся на плечах).
Для девушек и молодых женщин, особенно села, передники, декорированные воланами
и оборками (канатлы алъяпкыч),
воспринимались как элементы национальной одежды.
Одновременно с передниками, в комплексе рабочего костюма молодых женщин
и девушек имели место вышитые нарукавники (җиңсә). Их надевали во время полевых работ (жатвы,
сеноуборки), которые часто превращались в демонстрацию женского наряда. Вышитые
тамбуром нарукавники в сочетании с вышитыми передниками гармонично дополняли
многокрасочный комплекс женской одежды казанских татарок этого рабочего сезона.
Верхняя одежда татарских женщин как по составу,
так и по форме (покрою) имеет много общего с мужской, но часто с изменением
некоторых деталей и добавлением декоративных элементов. По особенностям покроя
спинки женская верхняя традиционная одежда так же, как и мужская, делилась
на два типа: 1) одежда с прямой спинкой и 2) одежда с приталенной спинкой.
Женская одежда с прямой, цельной спинкой сравнительно рано вышла из быта.
В Государственном музее этнографии народов России (ГМЭ) сохранился лишь
единичный экземпляр одежды этого типа — җилән, принадлежавший кряшенке
Малмыжского уезда Вятской губернии. Он представляет собой
длинную туникообразную распашную одежду из прямых
полотнищ белого холста с широкими клиньями по бокам, с прямыми, короткими
до локтя рукавами и с широкими полами, без подкладки, без застежек; ворот
и верхние борта обшиты красной шерстяной нитью.
Прямоспинная
женская верхняя одежда в сер. XIX
в. бытовала и среди казанских татарок-мусульманок.
Ее зафиксировали художники этого периода. Так, в 1862 г. художник К. Гун оставил акварельный
рисунок «Татарки Вятской губернии» в традиционных костюмах, на одной из них
(сделан со спины) — длинная и широкая прямоспинная
одежда (джилян) с короткими, до локтей, рукавами.
В зарисовках других художников женский джилян—
с открытой или закрытой грудью (т. е. с высокими бортами),
с длинными, иногда с дополнительно пристегивающимися, ложными рукавами одежда
без застежек.
Прямоспинная
одежда туникообразного покроя позже дала варианты одежды с отрезными
по линии талии и с присборенными «бочками» или с отрезной и с борами
спинкой; верхняя часть спинки этого варианта одежды до боров сохраняет
туникообразный покрой, а к низу подола с каждого бока вставлены прямоугольные
вставки, за счет которых образовались боры. Такая форма верхней одежды
(безрукавная или с длинными рукавами) встречается у сибирских татар,
у татар Приуралья и Зауралья, а также у татар-кряшен. Так, кряшены Восточного
Предкамья и Восточного Закамья джиляном называют одежду, украшенную позументом,
безрукавную, но с отрезными и присборенными «бочками». В данном случае
название одежды определяет форма ее спинки. Женская чоба также имела
прямоспинный и приталенный покрой. Позже прямоспинный тип дал новый вариант
чо-6ы с отрезными и присборенными «бочками». Как видим, широкая и прямоспинная
одежда у татар довольно разнообразна. Кстати, к этому же типу относится
и верхняя одежда астраханских татар кабтал.
Женская верхняя одежда с цельной приталенной спинкой так же разнообразна.
Ее шили длинными или короткими (до колен), с короткими рукавами или
вовсе без рукавов, с высокими бортами или с глубоким грудным вырезом,
с запахом впереди или без запаха, «встык». Большой популярностью пользовались камзолы и бишметы. Под камзолом обычно
понимается короткая, приталенная, безрукавная, двубортная верхняя одежда.
В отличие от мужских, женские камзолы шились более приталенными. Для
придания спинке большей приталенности их кроили из двух половинок (с вертикальным
осевым швом на середине спины), расширяющихся от талии к бедрам посредством
боковых клиньев; центральный и два боковых шва образовывали фалды (өч
билле, т. е. трехшовный камзол). Молодые женщины шили свои камзолы пятишовными
(биш билле). Для этого ниже проема рукавов до подола, или только от проемов
до талии (когда ширина ткани позволяла, крой бортов без клина) делались
дополнительные вставки. Камзол у татарок-мусульманок входил в состав
праздничного комплекса одежды. Его шили из бархата и других шелковых
и полушелковых тканей на подкладке; края бортов, подола и проймы рукавов
украшались полосками позумента, галуна, птичьего (лебяжьего и др.) меха.
Характерно, что вышивка на традиционных камзолах не имеет места, хотя
использование для их пошива узорной шелковой ткани, например парчи, и
встречается (единично).
В отличие от мусульман, камзол у кряшен являлся
повседневной одеждой молодухи (яшь килен). В целях приличия (әдәп өчен) она в течение первого года замужества должна была
носить камзол постоянно. Кстати, «әдәп камзолы» имел место и у верхочепецких
татар (нократская группа). Такие
камзолы шились длинными (до колен), с высокими бортами (т. е. с закрытой
грудью) и носились с фартуком.
Своеобразный вариант камзола представлял кесәбикә,
с короткими рукавами, и с открытым грудным вырезом, на меху, иногда и с меховой
отделкой бортов. О бытовании кесәбикә,
в сер. XIX в., у татарок (мусульманок)
Свияжского уезда Казанской губернии отмечает и К.
Насыри.
В
конце XIX — нач. XX вв. девушки носили короткие (до бедер), сильно
приталенные, иногда однобортные, т. е. без запаха (встык) камзолы.
Этот вариант камзола под влиянием европейской моды потерял некоторые
признаки традиционного камзола татарского народа (длину, иногда и
двубортность). Не зря же старые информаторы Заказанья этот
видоизмененный вариант камзола называют другим термином— кысма
(отсюда и кысмалы күлмәк).
Бишмет
(бишмәт) — оригинальная длиннополая, с длинными же рукавами одежда
с приталенной спинкой. Как правило, их шили пятишовными (биш билле), отсюда
и термин бишмет (бишмәт). На территории проживания татарского населения
встречаются и другие термины для обозначения однотипной одежды: пермские
татары их называют букафтан; астраханские татары аркалык и т. д. В большинстве
случаев бишмет — это утепленная, т. е. зимняя одежда. Его шили из плотной,
нередко шелковой (бархат и др.) ткани. Богатый бархатный бишмет отделывался
мехом и застегивался при помощи большой серебряной застежки, которая
одновременно выполняла и роль украшения одежды.
Древним элементом женской одежды является чикмень
(чикмән), приталенная демисезонная одежда
из домотканого сукна (серого, белого или коричневого цвета). Шили ее длиной
ниже колен, с подкладкой до пояса, с глухим воротом (воротник — стоячий),
с застежкой на металлических крючках. Но в конце XIX — нач. XX
вв. чикмени из домашнего сукна встречались лишь
в степных (овцеводческих) районах. Сравнительно долго бытовали традиционные
чикмени у кряшен.
Зимой
женщины так же, как и мужчины, надевали шубу с приталенной спинкой
(чабулы тун). Ее шили из овчины или другого меха (в частности, на
лисьем меху). Девушки любили шубы из меха белого барашка (ак бәрән
тун). Их шили длиной ниже колен, с длинными рукавами, низким стоячим
воротником и застежкой на кожаных пуговицах или крючках. Среди
татар-кряшен бытовали также шубы с отрезной и с борами спинкой.
Девичьи шубы кряшен по краям ворота, бортов, подола, рукавов, даже на
талии по бокам украшались строчкой вышивки или узкой полоской яркой
ткани.
|