Костюм
южных губерний
В
южнорусском костюме прослеживается пристрастие русского народа к красному
цвету. Здесь так же, как и в северных и центральных регионах, в праздничной
одежде мажорно звучит гамма красного. „Красное" сливалось в понятии народа
с „прекрасным", что нашло свое отражение в таких определениях, как „красна
девица", „красно солнышко", „красный угол". Самая красивая, главная площадь
Москвы названа „Красной". Сочетание белого с красным обнаруживается в украшениях,
найденных в древнеславянских курганах - снизки бус из кораллов, горного
хрусталя и сердолика. Любовь к красному цвету определяется и в выборе красноузорных
фабричных тканей для костюма и кумачовых ситцевых платков. Исключение составляют
вышивки воронежских рубах, исполненные черными нитями. Тонкий геометрический
узор черных линий покрывает плечевую часть рукавов праздничной рубахи и
край фартука.
В холодное время
года поверх костюма надевали теплую одежду. В проспекте представлена как
образец сезонной одежды верхняя теплая женская одежда Воронежской губернии
из черного сатина с тонкой вышивкой в сочетании с яркими полосками покупной
ткани. Ее носили с теплым шерстяным платком, украшенным ярким набивным
рисунком.
В отличие от северных
изобразительных мотивов, в народных вышивках южных губерний преобладают
геометрические орнаменты, которые увязываются с общей архаикой основных
форм южнорусского костюма.
Понева
Поневный
комплекс русской одежды представлен в коллекции образцами одежды
второй половины XIX-начала XX вв. В поневном комплексе наиболее ярко выражен
многослойный характер русского костюма. Понева надевалась на рубаху, затем
надевался передник „запан", иногда с рукавами, далее „навершник" - тип
укороченной рубахи, и другие детали и украшения. Головной убор также состоял
из нескольких частей: твердой основы - „кички" и мягкого верха - „сороки",
дополняемых множеством деталей. Этот архаичный тип одежды, с туникообразным
покроем ее отдельных частей был распространен на широкой территории южных
губерний России (Рязанской, Тамбовской, Воронежской и других).
Наиболее
ярким своеобразием окрашен праздничный рязанский костюм Михайловского уезда
из коллекции музея. Для него характерны крупные вертикальные и горизонтальные
членения объемов, декор, построенный на четком ритме горизонтальных полос,
контрастное колористическое решение. Геометрия линий прослеживается в нагрудных
и наспинных украшениях -„крыльях". К такому костюму надевали рогатую „сороку"
(головной убор), а на ноги белые заменявшие чулки „онучи" (узкие полоски
домотканины, обертывающие ногу) и плетеные лапти с тупыми носами. Такой
костюм придавал женской фигуре монументальность и торжественность.
Другой костюм Рязанщины
знакомит со своеобразным решением декора и кроя рубах. Рубаха с кумачовыми
вставками, с необычайно длинным рукавом - дань древнерусской традиции,
с узором геометрического характера украшена ручным красноузорным ткачеством
и вышивкой красными нитями. В декоре одной из рубах наряду с материалами
домашней выделки широко использованы покупные фабричного производства материалы:
пестротканые ленты, мишурный галун, металлические блестки, пуговицы, тесьма.
Это говорит о широком проникновении промышленных товаров в деревню в конце
XIX - начале XX вв. и об их своеобразном использовании в традиционной одежде.
По
материалам книги Ефимовой Л. В., Алешиной Т. С., "Сокровища
Государственного исторического музея". Русский костюм" М.: Внешторгиздат
|