Праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади.
Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина
1630-х — первая половина 1640-х гг.
Сочинение Адама Олеария отличают прекрасные, исполненные
на меди гравюры, в большинстве своем подготовленные по рисункам автора. Во время
пребывания в России он тщательно зарисовывал увиденное, а после возвращения на
родину обработал свои наброски для гравирования
Гравюра изображает церковную службу на Красной площади в праздник Покрова
Пресвятой Богородицы. Богослужение происходит на фоне Покровского собора (храма Василия Блаженного,
1555—1561), который назван в сочинении немецкого путешественника
Иерусалимской церковью. По-видимому, это связано с местоположением храма:
«Иерусалимскими» иногда называли Фроловские (Спасские) ворота Кремля, так как
именно через них двигалась в Кремль процессия во главе с патриархом во время
празднования Вербного Воскресения (Входа Господня в Иерусалим). Описывая Кремль
и Китай-город, путешественник отмечал, что «прилежно» срисовал и «искусно»
построенную церковь, «строитель которой по окончании ее ослеплен был тираном,
чтобы уже впредь ничего подобного не строить», и помост, около которого на земле
лежат два больших орудия, направленных «против большой дороги, по которой
обыкновенно вторгаются татары» (Олеарий А. Описание путешествия в
Московию. — Москва: Российские семена, 1996. С. 164.).
Адам Олеарий так описывал торжественное богослужение: «1 октября у
русских справлялся большой праздник, в который его царское величество со своими
придворными и патриарх со всем клиром вошли в стоящую перед Кремлем искусно
построенную Троицкую церковь, которую немцы зовут Иерусалимскою. Перед Кремлем,
на площади с правой стороны, находится огороженное место вроде круглого помоста,
на котором стоят два очень больших металлических орудия; одно из них в диаметре
локоть. Когда они теперь в процессии подошли к этому помосту, великий князь с
патриархом одни взошли на помост. Патриарх держал перед царем книгу в серебряном
переплете, с рельефною на нем иконою; царь благоговейно и низко кланялся этой
иконе, дотрагиваясь до нее головой. Тем временем попы, или священники, читали.
После этого патриарх опять подошел к царю, подал ему для целования золотой с
алмазами крест, длиною с добрую руку, и приложил тот же крест ко лбу и обоим
вискам его. После этого оба пошли в означенную церковь и продолжали свое
богослужение. В эту же церковь направились и греки, которых русские охотно
допускают в свои церкви, так как и они греческой веры; других исповеданий
единоверцев они совсем не терпят в своих церквах. Для участия в той же процессии
находилось здесь еще бесчисленное множество народа, который поклонами и крестным
знамением выказывал свое благоговение» (Олеарий А. Описание путешествия в
Московию. — М.: Российские семена, 1996. С. 72.).