Свадьба. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия
в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.
О том, как в Московии первой половины XVII столетия проходили подготовка к
торжественному событию, венчание и праздничное застолье, Адам Олеарий посвятил в
своей книге целую главу, которая называется «О браках русских и о том, как они
справляют свадьбу».
Молодым людям и девицам не разрешается самостоятельно
знакомиться, еще того менее говорить друг с другом о брачном деле или совершать
помолвку. Напротив, родители, имеющие взрослых детей и желающие побрачить их — в
большинстве случаев, отцы девиц — идут к тем, кто, по их мнению, более всего
подходят к их детям, говорят или с ними самими или же с их родителями и друзьями
и выказывают свое расположение, пожелание и мнение по поводу брака их детей.
Если предложение понравится и пожелают увидеть дочь, то в этом не бывает отказа,
особенно если девица красива; мать или приятельница жениха получают позволение
посмотреть на нее. Если на ней не окажется никакого видимого недостатка, т. е.
если она не слепа и не хрома, то между родителями и друзьями начинаются уже
решительные переговоры о “приданом”, как у них говорят, и о заключении
брака.
Обыкновенно, все сколько-нибудь знатные люди
воспитывают дочерей своих в закрытых покоях, скрывают их от людей, и жених видит
невесту не раньше, как получив ее к себе в брачный покой. Поэтому иного
обманывают и, вместо красивой невесты, дают ему безобразную и больную, иногда
же, вместо дочери, какую-либо подругу ее или даже служанку. Там известны такие
примеры у высоких лиц, и поэтому нельзя удивляться, что часто муж и жена
[194] живут как кошка с собакою, и битье жен в России вещь
обычная.
Их свадьба и привод невесты в дом совершаются с
особою пышностью. У знатных князей, бояр и их детей происходят они со следующими
церемониями.
Со стороны невесты и жениха отряжаются две женщины,
называемые у них “свахами”; они как бы ключницы, которые должны в брачном доме
то и иное устроить. “Сваха” невесты в день свадьбы устраивает брачную постель в
доме жениха. С нею отправляются около ста слуг в одних кафтанах, неся на головах
вещи, относящиеся к брачной постели и к украшению брачной комнаты.
Приготовляется брачная постель на 40 сложенных рядом и переплетенных ржаных
снопах. Жених должен был заранее распорядиться сложить в комнате эти снопы и
поставить рядом с ними несколько сосудов или бочек, полных пшеницы, ячменя и
овса. Эти вещи должны иметь доброе предзнаменование и помогать тому, чтобы у
брачующихся в супружеской жизни было изобилие пищи и жизненных
припасов.
После того как, за день, все приведено в готовность и
порядок, поздно вечером жених со всеми своими друзьями отправляется в дом
невесты, причем спереди едет верхом поп, который должен совершить венчание.
Друзья невесты в это время собраны и любезно принимают жениха с его провожатыми.
Лучшие и ближайшие друзья жениха [195] приглашаются к столу, на котором
поставлены 3 кушанья, но никто до них не дотрагивается. Вверху стола для жениха,
пока он стоит и говорит с друзьями невесты, оставляется место, на которое
садится мальчик; помощью подарка жених должен опять освободить себе это место.
Когда жених усядется, рядом с ним усаживается закутанная невеста, в великолепных
одеждах, и, чтобы они не могли видеть друг друга, между ними обоими
протягивается и держится двумя мальчиками кусок красной тафты. Затем приходит
сваха невесты, чешет волосы невесты, выпущенные наружу, заплетает ей две косы,
надевает ей корону с другими украшениями и оставляет ее сидеть теперь с открытым
лицом. Корона приготовлена из тонко выкованной золотой или серебряной жести, на
матерчатой подкладке; около ушей, где корона несколько согнута вниз, свисают
четыре, шесть или более ниток крупного жемчуга, опускающихся значительно ниже
грудей Ее верхнее платье спереди, сверху вниз, и вокруг рукавов (которые шириною
с 3 аршина или локтя), равно как и ворот ее платья (он шириною с 3 пальца и
туго, не без сходства с собачьим ошейником, охватывает горло) густо обсажены
крупным жемчугом; такое платье стоит гораздо более тысячи
талеров.
Сваха чешет и жениха. Тем временем женщины становятся
на [196] скамейки и поют разные неприличности. Затем приходят два молодых
человека, очень красиво одетых; они приносят на носилках очень большой круг сыру
и несколько хлебов; все это увешано отовсюду соболями. Этих людей, которые также
приходят из дома невесты, зовут коровайниками. Поп благословляет их, а также сыр
и хлеб, которые затем уносятся в церковь. Потом приносят большое серебряное
блюдо, на котором лежат: четырехугольные кусочки атласной тафты — сколько нужно
для небольшого кошеля, затем плоские четырехугольные кусочки серебра, хмель,
ячмень, овес — все вперемежку. Блюдо ставится на стол. Затем приходит одна из
свах, снова закрывает невесту и с блюда осыпает всех бояр и мужчин; кто желает,
может подбирать кусочки атласу и серебра. В это время поют песню. Потом встают
отцы жениха и невесты и меняют кольца у брачующихся.
После этих церемоний сваха ведет невесту, усаживает
ее в сани и увозит ее с закрытым лицом в церковь. Лошадь перед санями у шеи и
под дугою увешана многими лисьими хвостами. Жених немедленно позади следует со
всеми друзьями и попами. Иногда оказывается, что поп уже успел столько вкусить
от свадебных напитков, что его приходится поддерживать, чтобы он не упал на пути
с лошади, а в церкви при совершении богослужения. Рядом с санями идут некоторые
добрые друзья и много рабов. Тут говорят грубейшие
неприличности.
В церкви большая часть пола в том месте, где
совершается венчание, покрыта красной тафтою, причем постлан еще особый кусок,
на который должны стать жених и невеста. Когда венчание начинается, поп прежде
всего требует себе жертвы, как-то: пирогов, печений и паштетов. Затем над
головами у жениха и невесты держат большие иконы, и благословляют их. Потом поп
берет в свои руки правую руку жениха и левую руку невесты и спрашивает их
трижды: “Желают ли они друг друга и хотят ли они в мире жить друг с другом?”
Когда они ответят: “Да”, он их ведет кругом и поет при этом 128 псалом; они, как
бы танцуя, подпевают его, стих за стихом. После танца он надевает им на голову
красивые венцы. Если они вдовец и вдова, то венцы кладутся не на голову, а на
плечи, и поп говорит: “Растите и множьтесь”. Он соединяет их, говоря: “Что Бог
соединил, того пусть человек не разъединяет”, и т. д. Тем временем все свадебные
гости, находящиеся в церкви, зажигают небольшие восковые свечи, а попу подают
деревянную позолоченную чашу или же только стеклянную рюмку красного вина: он
отпивает немного в честь брачующихся, а жених и невеста три раза должны выпивать
вино. Затем жених кидает рюмку оземь и, вместе с невестою, растаптывает ее на
мелкие части, говоря: “Так да падут под ноги наши и будут растоптаны все те, кто
пожелают вызвать между нами вражду и ненависть”. После этого женщины осыпают их
льняным и конопляным семенем и желают им счастья; они также теребят и тащат
новобрачную, как бы желая ее отнять у новобрачного, но оба крепко держатся друг
за друга. Покончив с этими церемониями, новобрачный ведет новобрачную к [197]
саням, а сам снова садится на свою лошадь. Рядом с санями несут шесть
восковых свеч, и вновь откалываются грубейшие шутки.
Прибыв в брачный дом, то есть к новобрачному, гости с
новобрачным садятся за стол” едят, пьют и веселятся, новобрачную же немедленно
раздевают, вплоть до сорочки, и укладывают в постель; новобрачный, только что
начавший есть, отзывается и приглашается к новобрачной. Перед ним идут шесть или
восемь мальчиков с горящими факелами. Когда новобрачная узнает о прибытии
новобрачного, она встает с постели, накидывает на себя шубу, подбитую соболями,
и принимает своего возлюбленного, наклоняя голову. Мальчики ставят горящие
факелы в вышеупомянутые бочки с пшеницею и ячменем, получают каждый по паре
соболей и уходят. Новобрачный теперь садится за накрытый стол — с новобрачной,
которую он здесь в первый раз видит с открытым лицом. Им подают кушанья и, между
прочим, жареную курицу. Новобрачный рвет ее пополам, и ножку или крылышко, — что
прежде всего отломится, — он бросает за спину; от остального он вкушает. После
еды, которая продолжается не долго, он ложится с новобрачной в постель. Здесь
уже не остается больше никого, кроме старого слуги, который ходит взад и вперед
перед комнатою. Тем временем с обеих сторон родители и друзья занимаются всякими
фокусами и чародейством, чтобы ими вызвать [198] счастливую брачную жизнь
новобрачных. Слуга, сторожащий у комнаты, должен, время от времени, спрашивать:
“Устроились ли?” Когда новобрачный ответит: “Да”, то об этом сообщается трубачам
и литаврщикам, которые уже стоять наготове, держа все время вверх палки для
литавр; они начинают теперь веселую игру. Вслед затем топят баню, в которой,
немного часов спустя, новобрачный и новобрачная порознь должны мыться. Здесь их
обмывают водою, медом и вином, а затем новобрачный получает от молодой жены
своей в подарок купальную сорочку, вышитую у ворота жемчугом, и новое целое
великолепное платье.
Оба следующих дня проводятся в сильной, чрезмерной
еде, в питье вина, танцах и всевозможных увеселениях, какие только они в силах
выдумать. При этом прибегают они к разнообразной музыке: между прочим,
пользуются инструментом, который называют псалтырью; он почти схож с цимбалами.
Его держат на руках и перебирают на нем руками, как на
арфе.
Так как иные женщины, будучи недостаточно охраняемы
своими пьяными мужьями, готовы допускать большие вольности и проступки с парнями
и чужими мужьями, то они и пользуются для своего увеселения открытыми
пиршествами, когда легче всего позабавиться вволю. Вот истинное донесение наше о
церемониях и обычаях во время свадеб нынешних вельмож в
Москве.
Когда, однако, незнатные или гражданского звания люди
хотят справлять свадьбу, то жених за день до нее посылает невесте новое платье,
шапку и пару сапог, а также ларчик, в котором находятся румяна, гребень и
зеркало. На другой день, когда должна состояться свадьба, приходит поп с
серебряным крестом, в сопровождении двух мальчиков, несущих горящие восковые
свечи. Поп благословляет крестом сначала мальчиков, а затем гостей. Потом
невесту и жениха сажают за стол, а между ними держат красную тафту. Когда затем
невеста убрана свахою, она должна прижать свою щеку к щеке жениха; оба затем
должны смотреться в одно и то же зеркало и любезно улыбаться друг другу. Тем
временем свахи подходят и осыпают их и гостей хмелем. После этих церемоний они
отправляются в церковь, где, по выше указанному способу, происходит
венчание.
После свадьбы жен держат взаперти, в комнатах; они
редко появляются в гостях и чаще посещаются сами друзьями своими, чем имеют
право их посещать.
Одежда свадебная. Гравюра из книги А. Олеария «Описание
путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.
|
На гравюре из книги немецкого путешественника Адама
Олеария показаны молодожены после венчания. Невеста изображена в венце с
жемчужными подвесками, спускающимися ниже плеч. Полы ее верхней одежды с
широкими рукавами сверху донизу украшены петлицами и пуговицами, сапоги у
новобрачной на высоких каблуках. Рядом с невестой стоит жених. Он одет в ферязь,
сапоги на каблуках, на голове у него мурмолка.
Встречающие молодоженов одеты в ферязи и высокие шапки, обшитые мехом. Один
из них склонился перед новобрачными в приветственном поклоне, другой держит перо
и пергаменный свиток. Немного поодаль зритель видит двух беседующих девушек.
Из-под шапки одной из них спускается длинная коса, украшенная по древнерусскому
обычаю кистью. Дело в том, что в отличие от замужних женщин, девушки не должны
были скрывать волосы под головным убором. Они украшали косы шелковыми лентами,
яркими кистями, вплетали в волосы жемчуг. Возможно, это подруги или молодые
родственницы невесты. |
Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию. — М.:
Русич, 2003. С. 193-198.