Сочинение немецкого ученого-энциклопедиста Адама Олеария, посетившего Россию
с торговым посольством в 1630-е гг. составляет огромный
информационный комплекс. Олеарий дает сведения по географии, топографии,
этнографии России, как западных районов страны, так и восточных, а также
центральной полосы и Поволжья.
Автор отмечает обилие природных ископаемых в стране, интенсивную добычу руды,
постройку заводов, например в районе Тулы. Он много пишет о ремесле и торговле,
о ремесленных изделиях.
Путешественник детально описывает русскую торговлю, ее основные пути, как
морские, так и сухопутные. Интересуют его контакты между Россией и Востоком.
Заслуживает внимания информация об административном аппарате страны, о финансах,
армии, судопроизводстве, областном управлении.
Ценны известия о нравах, быте русских середины XVII в. Олеарий пишет о
праздниках, обрядах и даже распорядке дня московита. Олеарий
А. Описание путешествия в Московию
XXXVII
Книга III, глава 5
О самих русских — в отношении их, внешнего вида и
одежды
Мы, прежде всего, рассмотрим внешний быт московитов,
или русских, то есть их наружность, их строение, а также их одежду, а затем
обратимся к внутреннему их быту, то есть — их душевным свойствам, способностям и
нравам. Мужчины у русских, большею частью, рослые, толстые и крепкие люди, кожею
и натуральным цветом своим сходные с другими европейцами. Они очень почитают
длинные бороды и толстые животы, и те, у кого эти качества имеются, пользуются у
них большим почетом. Его царское величество таких людей из числа купцов
назначает обыкновенно для присутствия при публичных аудиенциях послов, полагая,
что этим усилено будет торжественное величие [приема]. Усы у них свисают низко
над ртом.Волосы на голове только их попы или священники носят
длинные, свешивающиеся на плечи; у других они коротко острижены. Вельможи даже
дают сбривать эти волосы, полагая в этом красоту. Подобное мнение не разделяется
Амвросием. Он говорит: “По деревьям можно судить, в чем краса главы
человеческой; возьми у дерева листву, и все дерево станет неприятным на вид”.
Может быть взято это у Овидия:
Позорен так же точно череп без волос,
Как куцый скот, без листьев куст, без трав покос.
[164]
Однако, как только кто-либо погрешит в чем-нибудь
перед его царским величеством или узнает, что он впал в немилость, он
беспорядочно отпускает волосы до тех пор, пока длится немилость. Может быть,
обычай этот перенят ими у греков, которым они вообще стараются подражать: ведь
Плутарх рассказывает, что греки, когда с ними случалось большое несчастье,
ходили с длинными, отпущенными волосами. Женщины же, в таких случаях, стригли
свои волосы. Женщины среднего роста, в общем, красиво сложены,
нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо
и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и
кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в
коричневый цвет брови и ресницы. Некоторых женщин соседки их или гостьи их бесед
принуждают так накрашиваться (даже несмотря на то, что они от природы красивее,
чем их делают румяна) — чтобы вид естественной красоты не затмевал
искусственной. Нечто подобное произошло в наше время. Знатнейшего вельможи и
боярина князя Ивана Борисовича Черкасского супруга, очень красивая лицом,
сначала не хотела румяниться. Однако ее стали донимать жены других бояр, зачем
она желает относиться с презрением к обычаям и привычкам их страны и позорить
других женщин своим образом действий. При помощи мужей своих они добились того,
что и этой от природы прекрасной женщине пришлось белиться и румяниться и, так
сказать, при ясном солнечном дне зажигать свечу. Так как беление и румяненье происходят открыто, то
жених обыкновенно накануне свадьбы, между другими подарками, присылает своей
невесте и ящик с румянами — как об этом будет еще рассказано при описании их
обыкновенных свадеб. Женщины скручивают свои волосы под шапками, взрослые
же девицы оставляют их сплетенными в косу на спине, привязывая при этом внизу
косы красную шелковую кисть. У детей моложе 10 лет — как девочек, так и мальчиков
— они стригут головы и оставляют только с обеих сторон длинные свисающие локоны.
Чтобы отличить девочек, они продевают им большие серебряные или медные серьги в
уши. Одежда мужчин у них почти сходна с греческою. Их
сорочки широки, но коротки и еле покрывают седалище; вокруг шеи они гладки и без
складок, а спинная часть от плеч подкроена в виде треугольника и шита красным
шелком. У некоторых из них клинышки под мышками, а также по сторонам сделаны
очень искусно из красной тафты. У богатых вороты сорочек (которые шириною с
добрый большой палец) точно так же, как полоска спереди (сверху вниз) и места
вокруг кистей рук — вышиты пестрым крашеным шелком, а то и золотом и жемчугом; в
таких случаях ворот выступает под кафтаном; ворот у них застегивается двумя
большими жемчужинами, а также золотыми или серебряными застежками. Штаны их
вверху широки и, при помощи особой ленты, могут по желанию суживаться и
расширяться. На сорочку и штаны они надевают [165] узкие одеяния вроде
наших камзолов, только длинные, до колен и с длинными рукавами, которые перед
кистью руки собираются в складки, сзади у шеи у них воротник в четверть локтя
длиною и шириною; он снизу бархатный, а у знатнейших из золотой парчи: выступая
над остальными одеждами, он подымается вверх на затылке. Это одеяние они
называют “кафтаном”. Поверх кафтана некоторые носят еще другое одеяние, которое
доходит до икр или спускается ниже их и называется ферязью. Оба эти нижние
одеяния приготовляются из каттуна[1],
киндиака, тафты, дамаста или атласа, как кто в состоянии завести его себе.
Ферязь на бумажной подкладке. Над всем этим у них длинные одеяния, спускающиеся
до ног, таковые они надевают, когда выходят на улицу. Они в большинстве случаев
из сине-фиолетового, коричневого (цвета дубленой кожи) и темно-зеленого сукна, —
иногда также из пестрого дамаста — атласа или золотой
парчи. В таком роде все кафтаны, которые находятся в
сокровищнице великого князя и во время публичных аудиенций выдаются мужчинам,
заседающим на них, для усиления пышности. У этих наружных кафтанов сзади на плечах широкие
вороты, спереди, сверху вниз, и с боков прорезы с тесемками, вышитыми золотом, а
иногда и жемчугом; на тесемках же [166] висят длинные кисти. Рукава у них
почти такой же длины, как и кафтаны, но очень узки; их они на руках собирают во
многие складки, так что едва удается просунуть руки; иногда же, идя, они дают
рукавам свисать ниже рук. Некоторые рабы и легкомысленные сорванцы носят в таких
рукавах камни и кистени, что нелегко заметить: нередко, в особенности ночью, с
таким оружием они нападают и убивают людей. На головы все они надевают шапки. У князей и бояр или
государственных советников во время публичных заседаний надеты шапки из черного
лисьего или собольего меха, длиною с локоть: в остальных же случаях они носят
бархатные шапочки по нашему образцу, подбитые и опушенные черною лисицею или
соболем; впрочем, у них очень не много меху выходит наружу. С обеих сторон эти
шапочки обшиваются золотым или жемчужным, шнурком. У простых граждан летом шапки
из белого войлока, а зимою из сукна, подбитые простым
мехом. Большею частью они, подобно полякам, носят короткие,
спереди заостряющиеся сапоги из юфти или персидского сафьяна. О кордуане они
ничего не знают. У женщин, в особенности у девушек, башмаки с очень высокими
каблуками: у иных в четверть локтя длиною; эти каблуки сзади, по всему нижнему
краю, подбиты тонкими гвоздиками. В таких башмаках они не могут много бегать,
так как передняя часть башмака с пальцами ног едва доходит до
земли. Женские костюмы подобны мужским; лишь верхние одеяния
шире, хотя из того же сукна. У богатых женщин костюмы спереди до низу окаймлены
позументами и другими золотыми шнурами, у иных же украшены тесемками и кистями,
а иногда большими серебряными и оловянными пуговицами. Рукава вверху не пришиты
вполне, так что они могут просовывать руки и давать рукавам свисать. Однако они
не носят кафтанов и — еще того менее — четырехугольных, поднимающихся на шее
воротников. Рукава их сорочек в 6, 8, 10 локтей, — а если они из светлого
каттуна, — то и более еще того длиною, но узки; надевая их, они их собирают в
мелкие складки. На головах у них широкие и просторные шапки из золотой парчи,
атласа, дамаста, с золотыми тесьмами, иногда даже шитые золотом и жемчугом и
опушенные бобровым мехом; они надевают эти шапки так, что волосы гладко свисают
вниз на половину лба. У взрослых девиц на головах большие лисьи
шапки. Раньше немцы, голландцы, французы и другие
иностранцы, желавшие ради службы у великого князя и торговли пребывать и жить у
них, заказывали себе одежды и костюмы наподобие русских; им это приходилось
делать даже поневоле, чтобы не встречать оскорблений словом и действием со
стороны дерзких злоумышленников. Однако год тому назад нынешний патриарх[2]
переменил это обыкновение, основываясь на следующем случае. Когда однажды в
городе происходила большая процессия при участии самого патриарха, и последний,
по обыкновению, благословлял стоявший кругом народ, немцы, бывшие среди русских,
не захотели, подобно русским, проделать перед патриархом ни поклонов, ни
крестного знамения. Патриарх на это [167] рассердился и, узнав, что тут
замешались немцы, сказал: “Нехорошо, что недостойные иностранцы таким случайным
образом также получают благословение”, и вот, чтобы впредь он мог узнавать и
отличать их от русских, пришлось издать приказ ко всем иностранцам, чтобы
немедленно же каждый из них снял русское платье и впредь встречался только в
одежде своей собственной страны. Некоторым из иностранцев было столь же трудно
немедленно исполнить это приказание, как казалось опасным ослушаться его. Многие
из них, не столько из-за недостатка материи и приклада, сколько из-за отсутствия
портных не могли вскоре получить новые одежды, а между тем, ввиду ежедневных
своих выездов ко двору, не могли, без ущерба для себя, оставаться дома.
Поэтому каждый из них взял, что у него ближе всего
находилось под руками. Некоторые надели костюмы своих отцов, дедов и прадедов и
одежды иных друзей своих, которые еще во времена тирана, при уводе старых
лифляндцев в плен, попали в Москву и с тех пор лежали в сундуках. При их
встречах кафтаны эти вызывали немало смеха не только ради столь древних и
разнообразных покроев, но и потому, что одежды иному были слишком велики,
другому слишком малы. Теперь, поэтому, все иностранцы, каких земель они ни будь
люди, должны ходить всегда одетые в костюмы своих [168] собственных
стран, чтобы была возможность отличить их от русских. В Москве живет некий князь, по имени Никита Иванович
Романов. После царя это знатнейший и богатейший человек, к тому же он близкий
родственник царя. Это веселый господин и любитель немецкой музыки. Он не только
любит очень иностранцев, особенно немцев, но и чувствует большую склонность к их
костюмам. Поэтому он велел не раз шить для них польское и немецкое платье, а
иногда и сам, ради удовольствия, надевал его и в нем выезжал на охоту, несмотря
на то, что патриарх возражал против подобного одеяния. Боярин этот, впрочем,
иногда и в религиозных вопросах, как кажется, сердил патриарха тем, что отвечал
ему коротко, но упрямо. Впрочем, патриарх, в конце концов, все-таки хитростью
выманил у него костюмы и добился отказа от них.
[1]
каттуна – бумажная материя
[2]
нынешний патриарх – Никон
[3]
Черкасскому. Про этого боярина в издании 1647 г. Олеарий говорит, что он очень
любил “иностранную историю и велел перевести для себя Юста Липсия
“Политику”.
[4]
год тому назад – vorm Jahre в подлиннике во всех изданиях с
1656 г.
Слова: “дядя” и “свойственный” (т. е. свояку) встречаются во многих
сохранившихся обращениях голштинского герцога к царю (в русских переводах грамот
XVII в.).
[5]
спор о значении. После этого в подлиннике: Bledinsin, Sukkinsin, butzfui
matir.
[6]
на языке. После этого в подлиннике: bledinsin, sukkinsin, sabak, butzfui
mat jabona mat.
[7] in
os ipsius. Виздю 1647 г. по-немецки: “Ich schende dirs in
deine Augen, in deine Mund”.
[8]
де-Грэна или де-Грона, как он именуется
ниже.
[10]
безнравственными речами. В издании 1647 г. речи предполагаются не
немецкие, а русские; приведено их начало: “Druske potzudi, dobro etc” (“Дружки,
почудите, т. е. поглядите, добро” и т. д.).
[11]
кофент. В подл. Kofend, вернее Koventbier (по словарю Sanders'a от
conventus - фр. соnvent), название в Германии легкого монастырского пива,
получаемого от разбавки водою осадков в пивных
чанах.
[12]
патриарха. По времени судя, это был
Иоасаф.
[13]
Пясецкий. Его книга напечатана в Кракове в 1648
г. |