Крестьянская помолвка в Псковской губернии.
Обряд обручения в
крестьянском быту в некоторых местностях Псковской губернии.
Настает пора
женить молодца; в доме нужна работница. Отец с маткой уже поговаривают между
собою, перебирают девок и их пожитье, а парень их Власка давно сам уже
присматривает за девушками.
По решении целою семьею останавливаются на выборе
девки и, с согласия своего Власки,
сбираются в дом невесты на погляжье.
Родители невесты
ласково встречают гостей и сажают на места. Поговорив немного о чем-нибудь,
делают такой вопрос: «Ну, что ж, добрые, как изволили к нам пожаловать: по
хорошу али по худому?» Родители жениха, откланиваясь, говорят, что «пожаловали
по хорошу, вашу девку смотреть да подымнячать (т.е. посмотреть на житье и достаток), коли найдется согласье; вот, у
нас парень, а у вас девка, можа и полюбятся».
За сим отец
приказывает матери вывести дочь-невесту, которая все это время сидела за пологом
или в другой светелке. Невесту усаживают против жениха, поближе к нему, а сами
заводят какой-либо общий разговор, давая
этим временем поговорить между собою жениху и невесте.
Побеседовав,
семья женихова молится Богу и сбирается домой. Распростившись, выходят в сени,
где и начинается окончательное совещание.
Спрашиваютъ Власку: по нраву ли ему девка? Если не пришла по нраву,
выходят на двор, садятся в свои экипажи и отправляются домой; семья же невестина
не выходить проводить гостей. Если же жених скажет, что невеста ему по нраву, то
родители отвечают: «Тебе хорошо, а нам удвое хорошо», и тогда, помолясь,
возвращаются в избу, снова молятся Богу, и заявляют, что «пришли с миром и согласиемъ». Если невестины родители, во время
отсутствия жениховой семьи, пришли тоже к
согласию, то принимают ее с большою
ласкою и усаживают за стол на почетные места, после чего родители передают друг
другу свое согласие с большими поклонами
и приветствиями, и тотчас же отец жениха
достает из кармана деньги, сколько определил на приданое невесте, и кладет на
стол, рассыпая их. Это называется: поклажье. Деньги эти тут же отцом невесты
убираются в сундук.
«Приступим,
помолясь Богу, к делу, что ж тянуть-то?» – говорит, наконец, отец жениха. Тогда
начинают креститься; невестин отец вынимает из божницы икону, зажигает свечу и
выходит в сени, а за ним и все. В сенях женихов отец ставит обручающихся рядом
ближе друг к другу и накрывает их тулупом или армяком, но последним реже.
Покрыв, отбирает от них кольца, какие имеют,
произносит молитвы и причитывания,
различные напутствования и благословения, меняя между ними три раза
кольца; потом снимает с них покрывало и предлагает помолиться перед иконою и
поцеловать ее. Присутствующие также
крестятся и читают шепотом молитвы.
Поклонившись
иконе, обрученные падают на колена перед
стариками и кланяются им в ноги, после чего родитель жениха предлагает им
поцеловаться три раза, чем и кончается обряд обручения.
Возвратясь в
избу, ставят икону на место и, помолившись, усаживают обрученных за стол, а за
ними и прочих членов семейства. Хозяин и хозяйка первым долгом считают обнести
присутствующих водкою, подав на стол закуску, какую Бог
послал.
При выпивании водки говорят: «горько», значит
обрученные должны целоваться, т. е. подслащивать. С этого дня в доме невесты
начинаются вечерки, на который сбираются девки и парни. Тут они пляшут, возятся,
поют песни, шьют приданое и угощаются тем, кто что принесет. Такие вечерки продолжаются до дня свадьбы.
С. Н.
Всемирная
иллюстрация. 1875. Т. XIV. – СПб.: Изд. Г.Д. Гоппэ, 1875. С.
354. |