Афанасьев А. Н. Языческая старина в рождественско-святочных обрядах.
С поворотом солнца на лето, когда природа, умершая на зиму, как бы снова
воскресает для новой жизни, предки наши славяне справляли праздник, известный в
позднейшее время под именем коляды, в честь новорожденного солнца и вообще
возрождения благотворных сил природы. Все почти песни и обряды коляды указывают на древние
молитвы и жертвоприношения, которыми некогда в это время испрашивали у богов
урожая и счастья на будущий год, и на благожелания того же содержания.
Существенный обряд праздника — колядованье, хождение
славить, сохранившийся доныне въ Малороссии и отчасти в Белороссии. Во времена
язычества, подачки, получаемые при колядованьи, без сомнения, назначались для
общей жертвы. Колядовати, по-хорутански значит — приносить жертву, колядавц —
жрец. В колядных песнях слышатся такие обращения к божеству: «дай, Боже!» или;
«подай Бог!» В одной русской колядке — пение славы — видно не только
поздравление хозяина, но и воспевание всей плодотворной природы и в особенности
хлеба, какъ основного богатства земледельческого народа, каким были издревле
славяне.
Мрак и таинственность святочных ночей отзывались чем-то вещим в суеверной
душе язычника. Он чутко прислуши-[C. 482]ся к разным звукам,
которые прерывали тишину священных ночей. Лает ли собака вдали, слышится ли из
дома соседа веселый или печальный говор, прохожий ли пройдет мимо и что-нибудь
скажет, — все это славянин-язычник в данном случае объяснял себе к добру или
худу на целый год. Он находил вещие знаки в крике и движениях домашних животных,
в звуках, которые неслись к нему из соседнего леса, в затейливых фигурах,
которые чертили по снегу мороз и ветер, в горении лучины на светце, в горении
дров на своем очаге. Он присматривался и прислушивался к течению воды в реке или
студенце, зорко наблюдал приметы в своем овине, на мельнице, в хлебных сусеках и
проч. Все это и по сохранившемуся доселе поверью неспроста в святочные ночи, все
что-нибудь вещает — доброе или худое. Желание узнать свою судьбу на год породило
стремление делать искусственные опыты над явлениями природы, поставлять их в
известные положения, чтобы выпытать у них ответ на свой вопрос: примета
переходила в гаданье. Так образовался целый цикл святочных гаданий, предметом
которых служат главнейшие обстоятельства жизни в определенном кругу времени:
жизнь, смерть, свадьба, урожай, удача и т. п.
В вечер перед Рождеством Христовым во многих местах России есть обычай
посылать родственникам хлеб-соль, известное выражение благожелания. В Малороссии
и некоторых северных губерниях в этот день пекут из теста изображения коров,
овец, разных птиц, и рассылают их по родным и знакомым, а также дают их
колядовщикам. На ужине подается обрядовая каша или кутья, по уварке которой
гадают о будущем урожая. Она составляет необходимую часть ужина в этот день
почти повсеместно. Пред ужином хозяин бросает несколько ложек ее в волоковое
окно и совершает умилостивление мороза. После ужина в некоторых местах разбивают
посуду, чтобы выгнать из дома всякий недостаток (стук разбитой посуды — эмблема
громовых раскатов; отсюда известная примета — разбить что-либо на пиру — к
счастью). В окрестностях Москвы, вечером накануне Рождества Христова еще недавно
возили в санях девушку в белой рубашке; девушка представляла коляду.
Коляда под новый год в некоторых местах России называется еще Авсенем,
Овсенем, Усенем и Таусенем. Одна великорусская обрядовая песня славит приезд
Овсеня, совпадающий со временем наступления нового года. Овсень (от санскритск.
корня ush), по разумению Афанасьева, означает Бога, возжигающего солнечное
колесо и дарующего свет миру, т. е. громовника. На тесную связь коляды с культом
громовника, кроме имени Овсень, указывают также многие святочные обряды и обыкновения. Так, накануне Рождества Христова и в день
Крещения стреляют из ружей. В течение святок переряживаются, одеваются в
мохнатые шкуры. В вечер под новый год (щедрый вечер, от щедровать — желать во
всем изобилия и богатства) при колядованьи совершается в Малороссии обряд обсыпания зерновым хлебом. Славильщики, переходя из избы
в избу, обсыпают им пол и хозяев, приговаривая: «На счастье, на здоровье, на
нове лито роди, Боже, жито, пшеницу, усяку пашницу». Посыпальное зерно хозяева
ловят на лету и по количеству захваченного заключают об урожае. В некоторых
местах его дают клевать домашней птице, и по клеванью ее тоже заключают об
урожае. Вообще же его берегут до нового посева и засевают им ниву. При
обсыпаньи, в Малороссии произносят замечательное причитанье: «Ходит Илья
(громовник) на Василья, носить пугу (кнут) житяную. Де замахне, жито росте» и
пр. Необходимыми яствами, которые раздаются обсыпальникам, служат свиные
колбасы, вареные свиные ноги, лепешки на свином сале. Вообще свинья играет в это
время важную роль в обрядах, что намекает на ее былое
жертвенное значение в этот день. Она составляет и главное угощение на святки.
Для объяснения этого заметим, что свинья, как животное, отличающееся особенным
плодородием, считалась исстари лучшею жертвою Богу плододавцу — громовнику. В
щедрый вечер совершается еще следующий обряд. Хозяйка
готовит множество вареников, пирогов и пр., и поставив все это грудою на столе,
засветив пред образами свечу, накурив избу ладаном, просит мужа «исполнить
закон». Муж садится на покуте (в красном углу) за грудою печенья. Входят дети и
спрашивают: «Деж наш батько?» — «Хиба вы мене не бачите»? – вопрошает тот из-за
печенья. «Не бачимо, тату»! — «Дай же, Боже, щоб и на той рок не побачили». Этим
выражается желание, чтобы и на следующий год было такое же изобилие всего.
Выражение «исполнить закон» указывает на богослужебное значение обычая. У
балтийских славян подобный обычай совершал верховный жрец в праздник Святовида.
Для праздничного возношения приносился в храм пирог в рост человека. Поставив
этот пирог пред собою, жрец спрашивал народ, видят ли его из-за пирога. Ему
отвечали, что видят немного, и он выражал желание, чтобы на следующий год его
вовсе было не видно. [C. 483] |