Среда, 13.12.2017, 10:23
Меню сайта
Категории каталога
Детям о традициях [1]
Устное народное творчество [1]
Устное народное творчество
Сказка про трех сестер [1]
Сказка про трех сестер
сказка приключение двух охотников [1]
Сказка приключение двух охотников
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 53
Мини-чат
200

Каталог статей

Главная » Статьи » Детям о традициях » Детям о традициях

Детям о традициях

Где селились наши предки


В лесистых местах, по берегам рек и озер садились, оседали, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки. "Возле леса жить - голодному не быть". В лесу зверь и птица, смола и дикий мед, ягоды и грибы. Недаром столько пословиц и поговорок сложил народ о дарах леса, например о грибах:

Где один гриб, там и другой.
В мочливые годы грибы растут.
Грибы ищут - по лесу рыщут.
много комаров, готовь коробов.
Появились опенки лето кончилось.
Поздний гриб - поздний снег.


Даже о детях говорили: " Растут как грибы после дождика".


Венецианов А. Г. "Кормилица с ребенком"

Лес рядом, а в нем на всякую болезнь зелье вырастает. Давно заметили люди, что от боли в сердце помогает корень валерианы; знали, что липовый цвет снижает жар, подорожник и сок березы лечат раны, настой белены в небольших дозах успокаивает, а если много выпить возбуждает. "Ты что, белены объелся?" - спрашивали если человек слишком горячится.

Селились рядом родственники и просто соседи (те, кто рядом сели). Постепенно образовалось село (сесть, селиться). Дома строили большие с учетом прибавления в семействе; иногда в два этажа, со светелкой.

"Семья сильна, когда над ней крыша одна".
"Одному страшно, а ораве все не почем".
Семья в куче - не страшна туча".

 
Изба, клеть, амбар, овин, гумно, банька - вот что такое крестьянская усадьба. строились широко - ведь земли много, лес, а значит, и строительный материал, рядом. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать. Для строительства больше всего годились сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надежная.

Из гнилого леса не долго изба.
Соломиной не подопрешь хоромину.




ЖИЛИЩА И БЫТ КРЕСТЬЯН

В конце 19 - начале 20 века
Выдержки из книги И.М.Жудина
На земле Орловской. Орел 1991

 

Пятистенные избы, деревянные полы и печные трубы в избах стали делать только с конца 19 века, когда крестьяне - отходники познакомились с городским укладом жизни.

Святой угол, божница, широкая скамья: здесь усаживали гостей, укладывали и покойника, воздавая ему тем самым последние почести.

А в обычные дни, во время трапезы, место на конике (в красном углу) занимал хозяин дома. От святого угла вдоль всей боковой стены, в которой были прорублены окна, стояла скамья, называемая лавкой. От неё в сторону печки отходила короткая, но широкая скамья, называемая "залавком" или судной лавкой. На нём готовилась пища, стояли вёдра с водой, кое-какая посуда. Более мелкая посуда и некоторые продукты хранились на печных или настенных шкафчиках. Но это было только в богатых семьях.

Печки использовались для сушки зерна, одежды, обуви, пеньки, конной сбруи; она служила и местом отдыха для всей семьи, особенно в холодное время года. Сбоку, к печке пристраивался небольшой закуток, который назывался "приступком" или "телятником". В нём обычно содержался телёнок, а наверху "телятника" кто-либо спал. Это место для отдыха было самым лучшим. От приступка до самого потолка делались нары (палаты), где спали взрослые дети, хранились различные вещи.

К одной из потолочных балок прикреплялась "люлька". Люльки делались из досок, липовой коры или плелись из лоз.

Бань в деревнях не было. Купались только летом в прудах или речках, да и то в белье. Боялись при посторонних обнажать своё тело. В повседневной жизни взрослые люди ограничивались мытьём головы (по субботам, когда меняли бельё).

Одеждой у мужчин были посконные рубахи и порты, а у мальчиков лет до 12, только рубахи. Женские рубахи шились до пят. Чтобы рубахи не мешали работе, их подвязывали по талии шнурками и образовывали напуск (пазуху)- для женщин своеобразный карман. Праздничные рубахи из льняного холста украшались вышивками. У мужских рубах узорами расшивались манишки и воротники, а у женских, главным образом, рукава, от плеча до локтевого сгиба (полик). В подмышечную часть рукава обычно вшивались лоскутки красного ситца. Лоскутки выполняли роль оберегов. По поверью красный цвет по краям предохранял тело от проникновения к нему нечистой силы. В повседневной жизни девушки всегда ходили в посконных или льняных рубашках, а замужние женщины и вдовы должны были поверх рубах одевать особый вид юбки, называемой "панёвой". Одевали они и разновиднрсть передника, с рукавами, называемыми "завеской". Нижнюю часть "завески" всегда украшали вышивками или цветными лентами.

Девушки заплетали косу с лентами и ходили с непокрытой головой. Женщины прятали волосы под чепчик (повойник).

По качеству и красоте одежды судили о достоинствах и недостатках, отдельного человека, семьи, села, деревни.

Из обуви были повседневные и писаные лапти, онучи, оборки. Плели лапти и из ржаной соломы. Главная одежда зимой и осенью - свита. Зимой роль поддевки выполнял зипун из грубого сукна, расклешенный книзу. Он имел понизу геометрические рисунки и две ременные застежки.

Расшитыми рушниками украшали избы.

Основными продуктами питания были ржаной хлеб и блюда, приготовленные на его основе: квас, кутья, солодуха, кулага и кисель. К вареву (борщу) использовали хрен, редьку, острый перец, приправы.

Стол после ужина не убирали - оставляли домовому.



Категория: Детям о традициях | Добавил: kaledamaleda (20.01.2009)
Просмотров: 1128 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]