Пятница, 21.07.2017, 01:35
Меню сайта
Категории каталога
Сарафан [1]
Сарафан
Головные уборы [1]
Головные уборы
Костюм южных губерний [1]
Костюм южных губерний
Национальный костюм [1]
Национальный костюм
традиционный костюм центральных губ [1]
традиционный костюм центральных губерний Орловской области
Костюм Прианагрья [1]
Костюм прианагрья
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
В каком состоянии находится русская культура?
Всего ответов: 103
Мини-чат
200

Каталог статей

Главная » Статьи » Русский традиционный костюм » Костюм Прианагрья

Костюм Прианагарья

ОСОБЕННОСТИ БЫТОВАНИЯ  РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА В ПРИАНГАРЬЕ   ХVП – ХХ вв.

    Изучением особенностей бытования русского народного костюма в Приангарье занимались такие этнографы как Г.С. Маслова, Л.М. Сабурова, А.A Лебедева. И по результатам их   экспедиций можно с уверенностью сказать, что   очень четко прослеживается северный   великорусский след, так как первыми переселенцами были  жители  Русского Севера. Влияние на формирование образа костюма ангарцев оказал не только Север России, но и  Центр и Юг России, а также белорусы, украинцы, входящие в состав восточно-славянских народов, проживающих на территории Восточной Сибири.

Русские крестьяне, переселившись в Сибирь, переносили свои трудовые и бытовые навыки, опыт и традиции. Но  природно-климатические условия Сибири ставили перед ними новые задачи. Они должны были приспособиться к местному климату, что заставило их заимствовать тип одежды  аборигенного населения. Это особенно проявилось в северных тундровых и таежных районах Сибири.

Как отмечает А.Макаренко, к началу ХХ века  на территории Восточной Сибири русское население образовалось из смешения разных народностей. Например, многие потомки украинцев, приехавших в Сибирь в Х1Х – начале ХХ вв. сейчас считают себя  русскими.   Усреднение культурных традиций, отказ от наиболее специфических  черт   как в материальной, так и  духовной культуре, – тот реальный путь, который создавал основу для объединения переселенцев разных  мест  и сложения однородного в культурном и этническом отношении русского сибирского общества. Для переселенцев ХУП – ХУШ вв. этот процесс завершился со сложением  однородной группы чалдонов. Поэтому чаще можно встретить  одно общее название для старожилов Сибири – чалдон.

Наблюдалось также стремление потомков поздних переселенцев называть себя сибиряками. Вполне усвоив сибирскую культуру, они  все  же сохраняли особенную   этногрупповую идентичность.

Опираясь на эти сведения,  можно    с уверенностью говорить о том, что костюм русских Приангарья  имеет свои особенности  бытования.

В русских селениях по Ангаре и Енисею в конце Х1Х – начале ХХ вв. одежда изготавливалась из тканей домашнего производства (волоконщина, портянина,   посконь,сукно, пониточина, сермяжина ) и реже из фабричных покупных  ( «российские» ткани  или ткани восточного происхождения – через Кяхту ввозились китайские ткани, бывшие основным товаром русско-китайской торговли).

По данным исследований, в Сибири одежду изготавливали из следующих фабричных тканей :  из атласа, бархата, бумазеи, байки, бурса, бязи, дабы,  далембы, камлота, камки, канфы, кашемира, киндяка, кисеи, китайки, коленкора, кумача, миткаля, мелескина, нанки, объяри, парчи, пестряди, плиса, сермяги, ситца, стамеда, сукна, тафты, штофа, фанзы.

Из конского волоса плели обувь, носки, рукавицы специального назначения – для рыболовов, охотников, использовали его для тканья  сеток к накомарникам 

Широко бытовало применение меха и кожи для шитья одежды  в качестве основного и отделочного материала. При этом меховая  одежда и отделка чрезвычайно разнообразны и представлены как в праздничной, так и в повседневной и промысловой одежде.

ЖЕНСКАЯ  ОДЕЖДА.

В Приангарье и в селениях, расположенных по Енисею, традиционный комплекс женской одежды состоял из рубахи, юбки или сарафана  с лифом и надетой поверх них телогрейки или шушуна, иногда передника-запона.

Рубахи. Женские (р) шили из домотканого холста, а  с конца   Х1Х в. - в основном из покупного материала. Фабричные ткани стали более доступны, а их ширина  способствовала изменению покроя рубах и характера их отделки.      

Анализ ранее опубликованного материала говорит о том, что в Приангарье бытовали рубахи : туникообразные, (р) с ластовкой (поликами),( р) на кокетке (с перелиной).

Более старым видом рубах  были цельнокроенные – «пропускные», «сквозные». Пропускные (р) делали с плечевыми и подмышечными вставками – ластовицами, с прямым разрезом на груди, с воротом «оторочкой», часто без планки, с застежкой на одной пуговице.

К более новым видам рубах относятся составные рубахи. Верхняя часть (р) – рукава, наставок, нарукавники; нижняя – стан, становина, станушка.

Сарафаны. Анализ ранее опубликованного материала говорит о том, что в Приангарье бытовали (с) : косоклинники  (локально),  прямые ( в селениях по Илиму) , с лифом на лямках, с «выкройной  талией»

Для работы (с) шили  из окрашенного домашнего полотна или из дешевого покупного материала: ситца, дабы. На праздничные (с)   нередко употребляли  дорогие материалы: сатин, шелк и т.д.

Наиболее распространены были (с) с «лифом», «грудкой» или «талией» на лямках, с частой застежкой – почти из сплошного ряда пуговиц. Юбку (с) делали пышной, с борами; лямки, ворот и линию (с), лиф и грудка которых делались в обтяжку, по фигуре, длиной до талии, с выкройными проймами, с застежкой на груди. Этот (с)  распространенного позднего типа имеет сходство   с платьем, бытовавшим в конце  Х1Х  в.

Под (с) надевали кофту из домотканого или покупного материала, по покрою сходную с мужской рубахой: на кокетке, со сборками, глухим стоячим воротником и прямым разрезом ворота.

К началу ХХ в.  (с) почти повсеместно исчезают из быта, и их место занимают юбки с кофтами.

Передники. Необходимой принадлежностью женского костюма ( как будничного, рабочего, так и праздничного) был запон, иногда запун, нарукавники, наподольник и фартук (поздняя форма передника), который подвязывался по талии. Нарукавники- передники – старинная рабочая одежда туникообразного покроя, надевавшаяся хозяйками, чтобы управляться по дому. Наиболее распространенным типом (п) в Приангарье был «запон с нагрудкой» (укреплявшийся завязками на талии и при помощи тесьмы пришитой к нагрудке, - на шее).

Анализ ранее опубликованного материала говорит о том, что в Приангарье бытовали (п) : нарукавники (туникообразного покроя с рукавами); цельнокроенные , глухие, безрукавные фартуки с оборкой и строчкой внизу; запон с  нагрудкой; передник без грудки – фартук.

Как отмечает Сабурова Л.М., девичьи фартуки отличались от женских, они были глухими, как «сарафаны», с застежкой сзади или сбоку. Верх такого фартука состоял из трех полотнищ – два сзади и одно спереди. Вырез вокруг шеи и по линии плеч обшивали «уборками» – оборками.

В послереволюционное время такие фартуки стали носить и женщины. Информанты уподобляют этот фасон фасону современного школьного фартука.

Платья. В конце Х1Х в. под влиянием приисков получили распространение  платья длиной до щиколоток, в талию, «бористые», с «пуфами» (буфами), воротник, обшлага и кокетки платья часто делали из черного плиса или сатина. Их носили девушки и молодые женщины. Щеголихи шили входившие в моду платья с оборкой – «капоты», «холодаи», закрывавшие ноги. Оборка (файбора) проходила по подолу в два-три ряда.

Нагрудная одежда. В Приангарье верхней женской одеждой из ткани были телогреи, душегреи – безрукавки на лямках со сборками сзади;

Шушун или  сушун  - короткая кофта из шелковой или бумажной ткани на подкладке, более широкая в подоле (со вставными клиньями по бокам), с рукавами, суженными книзу, с большим отложным воротником;

Курма- халатообразная однобортная женская одежда до колен  ( по покрою сходна с бурятской одеждой, но с запахом налево; кабат – туникообразная одежда с круглым вырезом ворота; жакетки-плюшевки ;

Корсет – безрукавка, сшитая в талию в виде лифа из яркой шерсти, шелка, плиса или коленкора на подкладке.

Наряду с нагрудной одеждой из ткани  бытовала верхняя одежда, сшитая из разного меха  - безрукавка, шубка, эпанча, тепляк, курма, доха, дошка.. Как правило, вся верхняя одежда из меха была крытой китайкой или нанкой, кто побогаче – фабричным сукном. Были в ходу и мерлушковые шубы – «нагольные».

Головные уборы.  Важную часть старинного женского костюма составляли  головные уборы. У женщин и девушек прически и головные уборы были различны.

Девушки заплетали одну косу  в 4-5 прядей. В косу вплетали косоплетку, ленты, косники . Девичья повязки вокруг головы состояла из платка, сложенного в несколько раз по диагонали, завязанного концами сзади или впереди. Известны также были «белевые» (из  белых льняных ниток ) колпаки;  различные косынки и платки шали и полушалки.

Женщины носили две косы, обертывая их вокруг головы. На волосы  замужние женщины надевали повойник или кругляш  (круглая шапочка с валиком внутри), платок. Со второй половины Х1Х в. на смену повойникам пришли наколки. Известны также  такие головные уборы как кокошник, чепец, шамшура или самшура , колпак, капор, кружевные файшонки  (шелфонки), платки, косынки, шали, полушалки , сборники.

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА

Традиционный комплекс мужской одежды состоял из рубахи и штанов. Молодые мужчины надевали ситцевые рубахи,  плисовые или нанковые шаровары, сапоги, кашемировый или плисовый халат с кушаком.

В Прианагрье  бытовали рубахи:

А)  туникообразные  (р)

с паворотью посредине груди без воротника, с завязками у ворота или с небольшим стоячим воротником на застежке.

 Косоворотка левосторонняя – распространена была широко.

Косоворотка правосторонняя – распространена была локально.

Б) (р) с ластовицей – поликами, с прямыми поликами, собранным воротом и отложным воротником, с петлями, прометанными в ткани для стягивания ворота тесьмой, прямыми рукавами на манжете. (Р)  с ластовкой – наиболее старый тип , исчезнувший из быта в конце Х1Х в

с разрезом посередине груди;

косоворотка;

в)  рубахи с плечевыми вставками;

с разрезом по середине груди;

косоворотка.

г) рубахи с пелериной (блюза, надевашка) :

с разрезом по середине груди;

косоворотка.

Рубаха прямого покроя, «сквозная», со вставками «ластовками» на плечах и под мышками, обычно яркого, контрастного по отношению к рубахе цвета – красного, голубого и т.д.  являлись более старым типом мужских (р).  (Р) надевали поверх штанов, подпоясывали ее шерстяным поясом и только на работе «зашароваривались», т. е. забирали (р)  в штаны.

Штаны.  Мужские (ш)   назывались в зависимости от их назначения и покроя: шаровары, шановары, шарновары, очень редко чембары, иногда шкеры или туреи.

Старинный покрой их разнообразен, но большей частью широкий. Штанины назывались гачи, реже калоши; средняя часть – вток, реже ласточка. В старину шаровары шились на вздержке с плетеным шнуром – гасником или гашником. В конце Х1Х  - начале ХХ в. стали шить с поясом – опушкой – и на пуговице – ошкуре. На вздержке продолжали шить только рабочие, охотничьи шаровары; часто и штанины имели внизу вздержку для предохранения от гнуса.

В Приангарье бытовали штаны:

а) со втоком
с ластовицей квадратной, сложенной по диагонали ;
 с ластовицей квадратной  из двух клиньев.

б) без втока.

Верхняя мужская одежда. Основой мужской одежды в холодное время (весеннее и осеннее)  был суконный  однобортный халат без застежки (или с одной пуговицей у ворота), запахивающийся на  левую сторону и часто подпоясанный кушаком. Эта одежда различалась по материалу, деталям ворота и других частей и поэтому имела различные названия – однорядка, зипун, шабур, балахон, шоданик, шинель, капотка, армяк и др.

Кроме халатообразной одежды мужчины носили  жилеты, куртки,  камзолы, камарники, пальто и др.  В зимнее время мужчины в Приангарье носили верхнюю одежду из  различного меха. Это были дохи, борчатки, полушубки, тулупы, шубы.

Мужские головные уборы. Зимой мужчины носили  меховые шапки-ушанки, папахи бурятского фасона («чебак» и «малахай»). Они имели округлую или цилиндрическую форму. С правой и левой сторон пришивались «уши» с завязками  из тесьмы на концах. Во второй половины Х1Х – начала  ХХ в. в Приангарье, не считая картуза и треуха, бытовали бобровая шапка, татарка, папаха, охотничьи шапки:  лесовая круглая и накухтарница.

Пояс мужской и женский. Неотъемлемой частью как мужской, так и женской одежды был пояс. Он составлял часто единственное украшение одежды. Известны названия: опояска – для мужских поясов, покромка – для женского пояса; кушак – широкий пояс для верхней одежды. В Х1Х – начале  ХХ в. пояса   ещё изготавливали домашним способом, но были и покупные. Кроме тканых или плетеных, мужчины носили  ременные пояса.

Обувь мужская и женская. Обувь шили, в основном, из кожи и меха.  Чирки, ичиги, унты или пимы – основные виды обуви сибиряка.

Сапоги, башмаки, туфли были у крестьян праздничной обувью. Женские башмаки на толстой кожаной подошве без каблуков,  украшенные матерчатыми наносочниками, туфли из шелка на ранту были уже в середине  Х1Х в. у наиболее  зажиточных крестьянок.  В конце Х1Х – начале ХХ в. в качестве  праздничных появились полусапожки – ботинки с вшитой резинкой и ушками сзади для натягивания на ногу.

Мужская праздничная обувь – сапоги из юфти и хромовые. У немногих крестьян были лаковые сапожки.

Повседневной и праздничной  зимней обувью были валянки из овечьей шерсти. В Восточной Сибири их называли  «катанки». Нарядные катанки – кукарские (из слободы Кукарка Вятской губ.), а также шадринские, тюменские. Праздничные катанки были розовые, белые, бордовые из овечьей шерсти первой стрижки – поярковой, называли  их  «боярковые». Кроме того их украшали вкатанными полосками гарусной цветной шерсти, расшивали шерстью, бисером, аппликацией из меха  и сукна. Их называли  в зависимости от характера узора «с мушками», «крапленые», «писаные».  Простые катанки изготавливали местные мастера. Женские катанки делали до колена, мужские – длиннее, за колено.

Л.М.Мельникова,
научный сотрудник ОЦНТиД

Категория: Костюм Прианагрья | Добавил: kaledamaleda (18.02.2009)
Просмотров: 1163 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]