Крестный ход с иконой Казанской Богоматери в Москве. 22
октября 1635. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…».
Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.
Адам Олеарий назвал крестный ход с иконой, очевидцем
которого он был, «московитской процессией». Это первое свидетельство о церковных
торжествах в честь иконы Казанской Богоматери. Процессия не упоминается ни в
«Дворцовых разрядах», ни в «Выходах государей, царей и великих князей Михаила
Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича», хотя процессию
возглавляли патриарх Иоасаф и государь Михаил Федорович.
Празднование иконы 22 октября служило напоминанием об избавлении Москвы от
поляков в 1612 г. (В целом политические и военные даты на Руси не отмечались.)
Крестный ход с иконой проходил из Успенского собора вдоль стен Кремля в
Казанский собор на Красной площади, построенный на средства князя Дмитрия
Пожарского в 1620-х гг. В нем постоянно находился чудотворный образ
Казанской Богоматери.
Кроме описания процессии и ее гравированного изображения, которые мы
публикуем, А. Олеарий оставил в более поздних записях также следующее
упоминание: «В Казани много лет тому назад, когда, однако, русские уже владели
этим городом, найдена была в земле икона Девы Марии и выставлена в этом городе.
Копия ее доставлена была в Москву, где в память ее построена церковь в конце
большой рыночной площади, где стоят ножевые лавки; она называется церковью
Пречистой Казанской. В церковь эту около указанного времени совершают
паломничества и многие приезжие из других местностей» (Адам Олеарий. Описание
путешествия в Московию. — М.: Русич, 2003. С. 280.).
22 октября русские устроили большую, видную процессию к церкви,
находящейся в городе недалеко от обыкновенного посольского двора. Тут
участвовали и патриарх, и великий князь. Можно было видеть следующее:
Путь от Кремля до церкви был уложен досками, спереди шло много
продавцов восковых свеч и несколько человек, которые мели улицу метлами.
Далее шла самая процессия.
Спереди шел человек с умывательным тазом и полотенцем.
Далее несли три красных с белым знамени, почти вроде
штандартов.
Затем — 61 поп в церковных облачениях.
Четырех херувимов несли на длинных палках.
Фонарь, также укрепленный на палке.
Далее следовали 40 попов.
Крест с шарами на концах, утвержденный на палках, дважды
крестообразно сложенных; его несли 8 попов.
За ним шли 100 попов и монахов, каждый нес икону.
Особенно большая икона, которую несли два челов[ека]; она была
завешена.
Затем следовали 40 попов.
Затем опять несли икону, обвешанную многими жемчужинами; ее несли
три челов[ека].
За нею опять икона.
Четыре попа шли с пением.
Опять икона. Впрочем, все иконы были живописной работы и ни одной
не было резной.
Обсаженный алмазами крест, длиною более четверти локтя, на
блюде.
Две горящих свечи.
Далее шел патриарх в драгоценном святительском одеянии, под
голубым балдахином. Два челов[ека] вели его под руки.
Перед ним и по обе стороны шли более 50 попов и монахов.
За ними шел его царское величество пешком, под красным балдахином,
сопровождаемый своими боярами и князьями.
За ним два челов[ека] несли красный стул.
Лошадь великого князя вели под уздцы.
В самом конце две белые лошади везли сани.
В такой процессии они отправились в вышеуказанную церковь, которая
была построена и служила местом для ежегодных процессий вследствие того, что там
как-то была найдена в земле икона Девы Марии.
|