Воскресенье, 22.10.2017, 05:57
Меню сайта
Категории каталога
Эх, банька [1]
Эх, банька
Интересные факты прошлого [1]
Интересные факты прошлого
Помолвка [1]
Помолвка
Нравы и быт русского народа. [1]
Нравы и быт русского народа. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.
Нравы и быт русского народа [1]
Нравы и быт русского народа. Продолжение
Свадьба. Извлечение из книги А. Оле [1]
Свадьба. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.
Праздник Покрова из книги А. Олеари [1]
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.
Крестный ход из книги А. Олеария [1]
Крестный ход с иконой Казанской Богоматери в Москве. 22 октября 1635. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.
Описание в лицах торжества [1]
Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича с Государынею Царицею Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых. Свадебный пир. Гравюра, акварель. 1810. По оригиналу последней трети XVII в.
Русская свадьба [1]
Русская свадьба
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
В каком состоянии находится русская культура?
Всего ответов: 103
Мини-чат
200

Каталог статей

Главная » Статьи » Это интересно знать » Помолвка

Помолвка
         Крестьянская помолвка XIX век.

       Крестьянская помолвка в Псковской губернии.

Обряд обручения в крестьянском быту в некоторых местностях Псковской губернии.

Настает пора женить молодца; в доме нужна работница. Отец с маткой уже поговаривают между собою, перебирают девок и их пожитье, а парень их Власка давно сам уже присматривает за девушками.

По решении целою семьею останавливаются на выборе девки и, с согласия своего Власки, сбираются в дом невесты на погляжье.

Родители невесты ласково встречают гостей и сажают на места. Поговорив немного о чем-нибудь, делают такой вопрос: «Ну, что ж, добрые, как изволили к нам пожаловать: по хорошу али по худому?» Родители жениха, откланиваясь, говорят, что «пожаловали по хорошу, вашу девку смотреть да подымнячать (т.е. посмотреть на житье и достаток), коли найдется согласье; вот, у нас парень, а у вас девка, можа и полюбятся».

За сим отец приказывает матери вывести дочь-невесту, которая все это время сидела за пологом или в другой светелке. Невесту усаживают против жениха, поближе к нему, а сами заводят какой-либо общий разговор, давая этим временем поговорить между собою жениху и невесте.

Побеседовав, семья женихова молится Богу и сбирается домой. Распростившись, выходят в сени, где и начинается окончательное совещание. Спрашиваютъ Власку: по нраву ли ему девка? Если не пришла по нраву, выходят на двор, садятся в свои экипажи и отправляются домой; семья же невестина не выходить проводить гостей. Если же жених скажет, что невеста ему по нраву, то родители отвечают: «Тебе хорошо, а нам удвое хорошо», и тогда, помолясь, возвращаются в избу, снова молятся Богу, и заявляют, что «пришли с миром и согласиемъ». Если невестины родители, во время отсутствия жениховой семьи, пришли тоже к согласию, то принимают ее с большою ласкою и усаживают за стол на почетные места, после чего родители передают друг другу свое согласие с большими поклонами и приветствиями, и тотчас же отец жениха достает из кармана деньги, сколько определил на приданое невесте, и кладет на стол, рассыпая их. Это называется: поклажье. Деньги эти тут же отцом невесты убираются в сундук.

«Приступим, помолясь Богу, к делу, что ж тянуть-то?» – говорит, наконец, отец жениха. Тогда начинают креститься; невестин отец вынимает из божницы икону, зажигает свечу и выходит в сени, а за ним и все. В сенях женихов отец ставит обручающихся рядом ближе друг к другу и накрывает их тулупом или армяком, но последним реже. Покрыв, отбирает от них кольца, какие имеют, произносит молитвы и причитывания, различные напутствования и благословения, меняя между ними три раза кольца; потом снимает с них покрывало и предлагает помолиться перед иконою и поцеловать ее. Присутствующие также крестятся и читают шепотом молитвы.

Поклонившись иконе, обрученные падают на колена перед стариками и кланяются им в ноги, после чего родитель жениха предлагает им поцеловаться три раза, чем и кончается обряд обручения.

Возвратясь в избу, ставят икону на место и, помолившись, усаживают обрученных за стол, а за ними и прочих членов семейства. Хозяин и хозяйка первым долгом считают обнести присутствующих водкою, подав на стол закуску, какую Бог послал.

При выпивании водки говорят: «горько», значит обрученные должны целоваться, т. е. подслащивать. С этого дня в доме невесты начинаются вечерки, на который сбираются девки и парни. Тут они пляшут, возятся, поют песни, шьют приданое и угощаются тем, кто что принесет. Такие вечерки продолжаются до дня свадьбы.

С. Н. 

Всемирная иллюстрация. 1875. Т. XIV. – СПб.: Изд. Г.Д. Гоппэ, 1875. С. 354.
Категория: Помолвка | Добавил: kaledamaleda (21.01.2009)
Просмотров: 505 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]