Вторник, 16.04.2024, 09:09
Меню сайта
Категории каталога
Эх, банька [1]
Эх, банька
Интересные факты прошлого [1]
Интересные факты прошлого
Помолвка [1]
Помолвка
Нравы и быт русского народа. [1]
Нравы и быт русского народа. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.
Нравы и быт русского народа [1]
Нравы и быт русского народа. Продолжение
Свадьба. Извлечение из книги А. Оле [1]
Свадьба. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.
Праздник Покрова из книги А. Олеари [1]
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.
Крестный ход из книги А. Олеария [1]
Крестный ход с иконой Казанской Богоматери в Москве. 22 октября 1635. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.
Описание в лицах торжества [1]
Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича с Государынею Царицею Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых. Свадебный пир. Гравюра, акварель. 1810. По оригиналу последней трети XVII в.
Русская свадьба [1]
Русская свадьба
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 53
Мини-чат
200

Каталог статей

Главная » Статьи » Это интересно знать » Интересные факты прошлого

Праздники


"Коледа"

Наиболее торжественным, ярким и, пожалуй, самым древним из всех годовых праздников были зимние Святки. Христианская церковь приурочила к Святкам три больших праздника: Рождество - начало Святок, день Василия Великого и Крещение, завершающее Святки; церковь же ввела в народный обиход и некоторые свои ритуалы и песнопения.

Слово "коляда" восходит к латинскому calendae
(название греко-римского зимнего празднества); в различных огласовках оно употребляется для обозначения заклинательно-величальных песен у славянских и многих европейских народов. У белорусов, украинцев и болгар колядою назывался и сам праздник.



Колядующие просят и получают не что-либо из съестного, а только особую обрядовую еду: фигурное печенье изображающее домашних животных ("козульки", "коровки", "колядки"), "свиные ножки"(окорока) и "кишки"(колбасы).

Кишки, лепешки,
Свиные ножки
В печи сидели,
На нас глядели,
В котел хотели.
Жеребенок в печи ходит,
На хвосте пирог носит.
На ушах по лепешке,
На боках свиные ножки.


На это воззвание открывается волоковое окно, и из него, как из рога изобилия щедрая рука хозяйки наделяет певцов различными произведениями своей кухни, свиные кишки начиненные гречневой кашей и рубленой говядиной, составляют верх желания коледовщиков.
Коледовать ходили не только зимой, но и в другие особо большие праздники, например на "Зеленые Святки" весной.
Причем в плоть до нашего века в сознании крестьян сохранился древний смысл этого одаривания: "Верующие считают, что если хозяйка не подаст колядующим, то в хозяйстве на этот год не будет проку". В святочный период проходила Коляда, старинный языческий обряд, сопровождавшийся обходом домов с песнями и поздравлениями. У древних славян это был праздник народившегося солнца, день рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры, вокруг которых плясали, с горы скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, чтобы избежать неурожая, собиралась в избе, где плясала и слушала сказки.

Коляда не обходилась без ряженых. В вечернее время и ночью по домам ходили ряженые – колядующие. Они пели колядные песни, высказывали хозяевам благопожелания и достаток в будущем году, за что получали обрядовую еду и подарки.

Православная церковь активно боролась с подобными остатками язычества путем прямых запрещений, организацией своих праздничных служб, а также христианским переосмыслением традиционных народных обрядов.


Святки в деревне. Коляда. Гравюра.

Начало 1880-х гг.


Афанасьев А. Н.

Языческая старина в рождественско-святочных обрядах.

С поворотом солнца на лето, когда природа, умершая на зиму, как бы снова воскресает для новой жизни, предки наши славяне справляли праздник, известный в позднейшее время под именем коляды, в честь новорожденного солнца и вообще возрождения благотворных сил природы.

Все почти песни и обряды коляды указывают на древние молитвы и жертвоприношения, которыми некогда в это время испрашивали у богов урожая и счастья на будущий год, и на благожелания того же содержания. Существенный обряд праздника — колядованье, хождение славить, сохранившийся доныне въ Малороссии и отчасти в Белороссии. Во времена язычества, подачки, получаемые при колядованьи, без сомнения, назначались для общей жертвы. Колядовати, по-хорутански значит — приносить жертву, колядавц — жрец. В колядных песнях слышатся такие обращения к божеству: «дай, Боже!» или; «подай Бог!» В одной русской колядке — пение славы — видно не только поздравление хозяина, но и воспевание всей плодотворной природы и в особенности хлеба, какъ основного богатства земледельческого народа, каким были издревле славяне.

Мрак и таинственность святочных ночей отзывались чем-то вещим в суеверной душе язычника. Он чутко прислуши-[C. 482]ся к разным звукам, которые прерывали тишину священных ночей. Лает ли собака вдали, слышится ли из дома соседа веселый или печальный говор, прохожий ли пройдет мимо и что-нибудь скажет, — все это славянин-язычник в данном случае объяснял себе к добру или худу на целый год. Он находил вещие знаки в крике и движениях домашних животных, в звуках, которые неслись к нему из соседнего леса, в затейливых фигурах, которые чертили по снегу мороз и ветер, в горении лучины на светце, в горении дров на своем очаге. Он присматривался и прислушивался к течению воды в реке или студенце, зорко наблюдал приметы в своем овине, на мельнице, в хлебных сусеках и проч. Все это и по сохранившемуся доселе поверью неспроста в святочные ночи, все что-нибудь вещает — доброе или худое. Желание узнать свою судьбу на год породило стремление делать искусственные опыты над явлениями природы, поставлять их в известные положения, чтобы выпытать у них ответ на свой вопрос: примета переходила в гаданье. Так образовался целый цикл святочных гаданий, предметом которых служат главнейшие обстоятельства жизни в определенном кругу времени: жизнь, смерть, свадьба, урожай, удача и т. п.

В вечер перед Рождеством Христовым во многих местах России есть обычай посылать родственникам хлеб-соль, известное выражение благожелания. В Малороссии и некоторых северных губерниях в этот день пекут из теста изображения коров, овец, разных птиц, и рассылают их по родным и знакомым, а также дают их колядовщикам. На ужине подается обрядовая каша или кутья, по уварке которой гадают о будущем урожая. Она составляет необходимую часть ужина в этот день почти повсеместно. Пред ужином хозяин бросает несколько ложек ее в волоковое окно и совершает умилостивление мороза. После ужина в некоторых местах разбивают посуду, чтобы выгнать из дома всякий недостаток (стук разбитой посуды — эмблема громовых раскатов; отсюда известная примета — разбить что-либо на пиру — к счастью). В окрестностях Москвы, вечером накануне Рождества Христова еще недавно возили в санях девушку в белой рубашке; девушка представляла коляду.

Коляда под новый год в некоторых местах России называется еще Авсенем, Овсенем, Усенем и Таусенем. Одна великорусская обрядовая песня славит приезд Овсеня, совпадающий со временем наступления нового года. Овсень (от санскритск. корня ush), по разумению Афанасьева, означает Бога, возжигающего солнечное колесо и дарующего свет миру, т. е. громовника. На тесную связь коляды с культом громовника, кроме имени Овсень, указывают также многие святочные обряды и обыкновения. Так, накануне Рождества Христова и в день Крещения стреляют из ружей. В течение святок переряживаются, одеваются в мохнатые шкуры. В вечер под новый год (щедрый вечер, от щедровать — желать во всем изобилия и богатства) при колядованьи совершается в Малороссии обряд обсыпания зерновым хлебом. Славильщики, переходя из избы в избу, обсыпают им пол и хозяев, приговаривая: «На счастье, на здоровье, на нове лито роди, Боже, жито, пшеницу, усяку пашницу». Посыпальное зерно хозяева ловят на лету и по количеству захваченного заключают об урожае. В некоторых местах его дают клевать домашней птице, и по клеванью ее тоже заключают об урожае. Вообще же его берегут до нового посева и засевают им ниву. При обсыпаньи, в Малороссии произносят замечательное причитанье: «Ходит Илья (громовник) на Василья, носить пугу (кнут) житяную. Де замахне, жито росте» и пр. Необходимыми яствами, которые раздаются обсыпальникам, служат свиные колбасы, вареные свиные ноги, лепешки на свином сале. Вообще свинья играет в это время важную роль в обрядах, что намекает на ее былое жертвенное значение в этот день. Она составляет и главное угощение на святки. Для объяснения этого заметим, что свинья, как животное, отличающееся особенным плодородием, считалась исстари лучшею жертвою Богу плододавцу — громовнику. В щедрый вечер совершается еще следующий обряд. Хозяйка готовит множество вареников, пирогов и пр., и поставив все это грудою на столе, засветив пред образами свечу, накурив избу ладаном, просит мужа «исполнить закон». Муж садится на покуте (в красном углу) за грудою печенья. Входят дети и спрашивают: «Деж наш батько?» — «Хиба вы мене не бачите»? – вопрошает тот из-за печенья. «Не бачимо, тату»! — «Дай же, Боже, щоб и на той рок не побачили». Этим выражается желание, чтобы и на следующий год было такое же изобилие всего. Выражение «исполнить закон» указывает на богослужебное значение обычая. У балтийских славян подобный обычай совершал верховный жрец в праздник Святовида. Для праздничного возношения приносился в храм пирог в рост человека. Поставив этот пирог пред собою, жрец спрашивал народ, видят ли его из-за пирога. Ему отвечали, что видят немного, и он выражал желание, чтобы на следующий год его вовсе было не видно. [C. 483]

Категория: Интересные факты прошлого | Добавил: kaledamaleda (21.01.2009)
Просмотров: 1186 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]